Россия сделала Запад в рекламе

Лига-пресс, (13:33) 08 февраля 2007 г.

Россия сделала Запад в рекламе
Рынок рекламы в прошлом году вырос на 29 процентов, достигнув почти $6,5 млрд.
 
Темпы роста российского рынка намного превышают западные показатели. При этом наблюдается рост во всех сегментах отрасли. Наибольшие темпы отмечены в интернете.
 
По прогнозам, в нынешнем году цены на рекламу вырастут.
 
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) обнародовала собственную оценку общего объёма рекламы в прошлом году. По подсчёту ассоциации, объём российского рекламного рынка в прошлом году составил $6,49 млрд., что на 29 процентов больше, чем в позапрошлом. В оценку ассоциации входит реклама на телевидении, радио, в печатных СМИ и интернете.
 
Как водится, сегмент телевизионной рекламы, оценённый АКАР в $3,16 млрд., занимает большую часть рекламного рынка России.
 
По словам директора по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергея Веселова, это отнюдь не субъективная особенность российских реалий, а общемировая тенденция: во многих странах доля телерекламы составляет 50-60 процентов рекламного рынка в целом.
 
Понятно и то, какие каналы в первую очередь «освоили» эти деньги. Президент «Трансконтинентальной МедиаКомпании» (ТМК) Александр Митрошенков отметил, что в прошлом году как обычно тройку лидеров по рекламным размещениям составили «Первый», «Россия» и НТВ. Вслед за ними идёт СТС, чьё IPO стало, по мнению эксперта, одним из самых знаковых событий на медийном рынке прошлого года. Митрошенков отметил также нарастающий успех ТВ3 и канала НТВ+, который обзавёлся в прошлом году более чем 30 новыми каналами, что свидетельствует о появлении реальных рекламных бюджетов в сегменте цифрового телевидения.
 
«Наступает эра цифрового телевидения, буквально через 5 лет мы будем жить в другой стране, где у каждого будет доступ к 100 каналам телевидения»,– говорит эксперт.
 
Эксперты ожидали, что в связи с принятием в прошлом году нового закона о рекламе, который заметно ограничил возможности рекламодателей в телевизионном эфире, многие компании перейдут на нетрадиционные средства продвижения своей продукции. Но этого не произошло, по большей части рекламодатели остались на занимаемых позициях и не меняли традиционных предпочтений, рекламируя свои продукты по привычным схемам.
 
При этом цена на рекламу в прошлом году выросла на треть пропорционально спросу.
 
Причина удорожания в том, что предложение сократилось на 12 процентов опять-таки из-за ограничений, принятых в законе о рекламе. Это, по мнению экспертов совета АКАР, позволяет говорить о неминуемом увеличении цены на телерекламу и в нынешнем году.
 
«- Закон о рекламе повлиял также на увеличение спонсорских бюджетов на телевидении – на 40-50 процентов в прошлом году, то же произошло с сегментом product placement (интегрирование рекламы товаров и услуг в фильмы и сериалы), который показал примерно такие же показатели роста в прошлом году», – отмечает Митрошенков. При этом эксперт отметил появление весьма опасной тенденции: «- Радикальное сокращение телеэфира может пагубно сказаться на национальных производителях, так как рекламные бюджеты отечественных компаний не соотносимы с бюджетами транснациональных корпораций, которые постепенно полностью вытеснят российских конкурентов с телеэфира».
 
На рекламу в печатных СМИ новый закон повлиял гораздо меньше. При этом Евгений Абов, заместитель гендиректора «Проф-Медиа», рассказал, что темпы развития такой рекламы удивили самих экспертов – этот сегмент вырос в прошлом году по сравнению с позапрошлым годом на 18 процентов и составил $1,64 млрд. По словам Абова, главный сюрприз преподнесли газеты: рост сегмента в целом составил 19 процентов, а в крупных городах – порядка 24.
 
Рост обеспечивала реклама алкогольных и лекарственных производителей, а также финансовых и транспортных услуг.
 
Причины такого активного роста в сегменте заключаются не только в том, что газеты в целом становятся более профессиональными, но и в том, что рекламодатели постепенно отходят от ковровых «бомбардировок» на телевидении и предпочитают более сегментированную аудиторию газет, которая вместе с рекламой на ТВ даёт больший эффект, поясняет этот тренд Абов.
 
Рекламные печатные издания также показали высокие темпы роста – 13 процентов в прошлом году, в основном за счёт регионов. Этот сегмент достиг цифры в $590 млн.
 
Но есть в разделе печатных СМИ и аутсайдеры – журнальный сегмент, по словам Абова, сейчас стагнирует и его объём равен $705 млн.
 
Тем временем, стремительный рост рекламного рынка в сегменте наружной рекламы вывел Россию на третье место в мире по темпам роста после Великобритании и США, о чём сообщил генеральный директор «ЭСПАР-аналитика» Андрей Берёзкин. Объём этого рынка в прошлом году составил $1,18 млрд., а его рост – на треть. Тенденции в этой рекламной сфере напоминают ситуацию, которая сложилась на телевидении: в прошлом году произошло снижение числа рекламных поверхностей на 10 процентов (так в прошлом году количество рекламных конструкций на Садовом кольце уменьшилось вдвое), при этом спрос на наружную рекламу сильно вырос, за счёт чего выросла и стоимость размещения рекламы на наружных носителях. Основные рекламодатели в этой сфере – это розничные сети, телекоммуникационные компании, представители туристического бизнеса, недвижимости, сферы развлечений и производители бытовой техники.
 
На этом рынке за год произошли наиболее сильные изменения и в списке игроков. По словам Берёзкина, если до прошлого года в сегменте был единственный лидер по размещению наружной рекламы – News Outdoor, то в прошлом году к нему постепенно приближался другой оператор рынка – Gallery Group. По мнению Берёзкина, в этом сегменте наибольшую опасность в будущем представляет сокращение размещения наружной рекламы от отечественных компаний – примерно так же, как и на телевидении.
 
Консолидация операторов рынка «наружки», из-за которой происходит вымывание мелких и средних игроков, может привести к такому результату, считает эксперт.
 
Помимо прочего АКАР впервые сделала попытку оценить так называемую indoor-рекламу – реклама в кинотеатрах, торговых центрах, аэропортах и вокзалах, по мнению экспертов ассоциации, будет развиваться в будущем очень быстрыми темпами за счёт роста сетевой торговли и увеличения пассажирских перевозок. По оценкам ассоциации, этот сегмент рекламного рынка составил в прошлом году порядка $50-60 млн.
 
Обсчитали специалисты АКАР и достаточно новые для российского рынка рекламные инструменты. Рекламные бюджеты в BTL АКАР считает уже второй год подряд, на этот раз совместно с Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ). По данным двух ассоциаций, рынок BTL составил в прошлом году $1,65 млрд. и вырос на 22 процента.
 
Несмотря на заметный рост, BTL по-прежнему остаётся нетрадиционным способом размещения рекламы в России: этот сегмент занимает лишь 20 процентов рынка рекламных бюджетов компаний, в отличие от Запада, где этот процент доходит до 60.
 
По словам Ирины Васениной, президента РАМУ, наибольшую активность в BTL-рекламе в прошлом году показали, как и ожидалось, табачные и пивные компании, мобильные операторы и парфюмерные компании. Однако производители крепкого алкоголя снизили свою активность из-за проблем с дистрибуцией в прошлом году.
 
При этом генеральный директор «Витрины А» Вадим Куликов добавил, что оценка АКАР рынка BTL-рекламы не совсем адекватна реальной ситуации, поскольку этот сегмент до сих пор не обладает достаточной прозрачностью. «- В основе нашего подсчёта лежит информация 25-30 ключевых рекламодателей из ключевых индустрий. Заявленные рекламные бюджеты этих компаний мы умножили на 2 и получили приблизительную оценку рынка», – уточнил Куликов.
 
Оценить точно перспективы рекламного рынка сейчас никто не берется. Так или иначе, по мнению АКАР все вышеназванные сегменты в ближайшие годы будут расти ощутимыми темпами, не в пример сформировавшемуся западному рынку, где процент роста ограничивается 5-10 в год. Однако точную цифру назвать трудно. Дело в том, что рынку рекламы в России всего около 15 лет и по предсказанию экспертов в течение ближайших 5 лет он будет заметно расти. Затем он стабилизируется и позволит делать точные прогнозы на будущее.
 
Анна Дорофеева, "Газета.Ru"
 
 
 

Межрегиональная Лига журналистов

Статьи по теме:

Рекламе обрубили 15 процентов

Депутаты приняли новую редакцию закона о рекламе.

Реклама убьёт независимое телевидение

Принятие нового закона о рекламе, отложенное на послезавтра, ударит по независимым телекомпаниям и остановит развитие негосударственного телевидения.

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости