"Нет злодея, который бы меня мучил"

Лига-пресс, (14:45) 08 февраля 2007 г.

Евгений Гришковец – писатель, драматург и рок-исполнитель – записал новый альбом с группой «Бигуди». Корреспондент «Парка культуры» встретился с Гришковцом и выяснил: он всё это сделал с нами специально.
 
– Ваш новый альбом с группой «Бигуди» состоит не из монологов, а из таких полустихотворений, почти настоящих песен. Почему так вышло?
 
– Из-за наличия большого концертного опыта. Довольно многословные и неплохо воспринимаемые в автомобиле произведения, которые были у нас, в концертном варианте прозвучали невнятно. Монологи требовали внимания зала – это же не песни, которые все и так знают наизусть. А если это стоячий концерт, где 500–600 человек стоит, то что им делать? Им же надо что-то делать, а не просто стоять.
 
Понятно, что я петь не начну. Хотя в одной песне на альбоме я слегка даже мычу в припеве первой песни – «Улица» – и даже попадаю в ноты низким голосом.
 
– А почему не делали этого раньше?
 
– Мне не хочется заниматься экспериментами, я всё-таки профессионально занимающийся искусством человек. Когда мы запускали первый альбом, мне не хотелось, чтобы это осталось на уровне эксперимента и домашней радости. Мне хотелось, чтобы люди слушали, чтобы были концерты, чтобы у проекта была жизнеспособность, чтобы проект зарабатывал деньги.
 
Без моего доброго имени в театре, театральной известности это было бы практически невозможно. Ясно, что тогда все покупали Гришковца. И мне от этого было грустно, и лидеру группы Максиму Сергееву это было ясно. Но мы на это пошли.
 
– Но ведь ваши спектакли в жанре spoken word тоже были экспериментом для местной сцены?
 
– В театре я почему был первым? Всё-таки русский театр – режиссёрский, а режиссёры сами не являются авторами пьес, они надеются, что им кто-то пьесу напишет. В моем театре я был автором спектакля и режиссёром, но никогда не выходил на сцену.
 
Оставшись один и продолжая чувствовать, что нужно сделать спектакль – а у меня не было возможности тогда ни пригласить труппу, ни арендовать театр для репетиций, – я сделал тот самый спектакль «Как я съел собаку».
 
Но я понимал, что этот текст я не могу никому передать. Здесь нужно было, чтобы дистанция между персонажем на сцене, и автором, и человеком, который всё это пережил, была минимальной. Эта дистанция всегда есть в искусстве, но она должна быть минимальной. И я вышел на сцену. В этом не было никакого смелого поступка, я понимал, что это единственно возможный способ высказывания.
 
Меня утешало в этой ситуации, что был Ираклий Андроников, которого я иногда слушал по телевизору. Присутствие в мире Михаила Жванецкого меня успокаивало. В то же время, если бы не было альбома «Париж» Малькольма Макларена, не было бы и нашего первого альбома. Мне нужно было, как немузыканту, опереться на мировой опыт. Кто-то полагает, что быть первым, а, следовательно, одиноким, может быть приятно. Одиноким быть неприятно, это ненормально для человека. Поэтому я находил для себя людей, на которых я мог опереться, на своих коллег, которые уже это делали раньше меня.
 
– Ваши фанаты никогда не могли объяснить, почему Гришковец – это нужно.
 
Разговор сводится к тому, что Гришковец – хранитель коллективной памяти. Это то, что произошло со мной…
 
– Я теоретик литературы по образованию, а теоретическая подготовка универсальна. Я понимал, в чем разница между впечатлением от книги и от театра. Книгу человек читает, как он хочет, – за десять часов или за месяц, прочёл половину, отложил и вернулся через два месяца. В театре люди должны за час сорок посмотреть вместе одно и то же и примерно одно и тоже пережить. Люди совсем разного опыта, возраста, пола… кто служил в армии, кто не служил.
 
Всё это очень хорошо понимая, я писал текст максимально универсальный.
 
Не рассказывая какие-то длинные истории собственной жизни, а делая такие уколы в универсальные фрагменты детства и юности. Сидят в зале семьсот человек, я описываю школу так, чтобы каждому вспомнилась его школа. Если бы я скажу, что это была школа 21 в Кемерове, в которой я учился, этот момент сразу уничтожит всё. История моего конкретного личного опыта уничтожит творческое сопереживание публики.
 
Я писал текст, понимая отчётливо, что нужно сообщить. При этом убирал тщательно все признаки того самого советского периода. В зале сидит много людей, которым 18–20 лет, они Советского Союза не помнят и пионерский галстук не носили. Скажи я «пионерский галстук» – и всё. Вот сейчас одна из ярких историй в спектакле «Как я съел собаку»: «ты ждёшь всю неделю мультфильмов, а они кукольные». Но это уже признак эпохи. Поэтому, когда я сейчас вижу в зале большое количество молодых людей, я эту историю не рассказываю, хотя она ударная. Я рассказываю, что ты целый год ждешь дня рождения, а тебе дарят книгу.
 
– Вы как-то стали очень московским человеком, при этом будучи «понаехали тут».
 
Это не вхождение в тусовку, а вхождение в культурный контекст. Тоже специально сделано?
 
– Конечно. У меня есть сочувствие этому. Со-чувствие к москвичам, которое базируется на том, что у любого провинциального человека есть на одну жизненную возможность больше, чем у москвича: он может уехать в Москву. Даже в Нью-Йорке ему будет по сравнению с Москвой тихо.
 
– Давайте поговорим о грустном. Светлая грусть, которой вы добиваетесь от своих зрителей-слушателей, это тоже продуманный инструмент?
 
– Да.
 
– Каким образом он работает?
 
– Желаемое впечатление – это то самое впечатление, которое я сам бы хотел получать от искусства. Это и есть та самая «светлая грусть». Даже после таких первоклассных комедий, как «Мои друзья» братьев Тавиани, она остаётся. Потому что как бы смешно там ни было, но в конце герой умирает, другого героя разбивает паралич, остальные продолжают жизнь. Я всё время пишу, и играю, и исполняю песни про то, что жизнь – это нечто совершенно непонятное.
 
Мои друзья, зрители, коллеги – все хорошие люди. Находясь среди хороших людей, всё равно грустно, испытываешь сильное раздражение. Почему? Нет врага. Нет злодея, упыря, который бы меня мучил, персонально терзал. А жить всё равно непросто. Почему – не знаю.
 
– Есть люди, которые вас не любят. Почему их раздражают ваши песни и спектакли?
 
Что вы можете о них сказать? И что вы можете им сказать?
 
– Вот причин я совсем не понимаю. Когда я пишу книгу – я пишу книгу, которую сам бы хотел прочесть. Люди, которым нравится эта книга, в известной степени похожи на меня.
 
А те, кому она не нравится, – я их не понимаю. Я не знаю, почему я им не нравлюсь. Я не готов их обвинять и сказать: у них тяжёлая жизнь, они невнимательные, они не могут адекватно отнестись к тому, что я пишу. Ну не могу. У каждого свои причины.
 
– Может быть, дело в том, что люди не хотят, чтобы у них в душе ковырялись, манипулировали?
 
– Я точно не манипулирую, а ковыряние в душе происходит усилиями самого слушателя.
 
Когда смеются в зале или когда плачут в зале, я не говорю ничего трагического и шутку юмора не произношу. Смеются и плачут от узнавания. Это возможность заняться сотворчеством со мной. У кого-то сильнее, до слёз, у кого-то слабее, до смеха. Вот и всё.
 
Семён Кваша, «Газета.Ru»
 

Межрегиональная Лига журналистов

Статьи по теме:

Настоящие головорезы

Группа Gogol Bordello приезжает в Москву в клуб на 3,5 тысячи человек.

Короля сыграла свита

На концерте Чак Берри не ходил гусиной походкой, вызвал на сцену красавиц из зала, а аппаратура вместо сладких ранних рок-н-роллов издавала чудовищный свист.

Новый гимн

Законодательное собрание Ульяновской области утвердило слова и музыку первого гимна региона.

100-летию Шостаковича посвящается

Международный конкурс молодых исполнителей, который начнется в немецком Райнсберге завтра, 21 сентября, и будет посвящен 100-летию со дня рождения великого русского композитора Дмитрия Шостаковича.

Корона офисных рабов

Джей Кей, лидер Jamiroquai, хвалил московскую публику и ненавязчиво учил её одеваться и танцевать на московском концерте.

Мордовские «Девчата» покорили немецкого миллионера «Катюшей»

ОХ И ХОРОШИ же наши «Девчата» - загляденье! А поют как... Молодежь рукоплещет девчонкам под «Червону руту», а бабушки украдкой плачут прямо на концертах, когда слушают изумительную по красоте русскую песню «Бежит река, в тумане тая...» А девять лет назад никто и не знал, что девичий ансамбль «Светлица» (первое название группы) ожидает успех.

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости