Как нам спасти российскую науку

Лига-пресс, (17:59) 15 ноября 2004 г.

Как нам спасти российскую науку

В последнее время много говорят о кризисной ситуации, сложившейся в российской науке и образовании. И особенно в фундаментальных областях знаний.

По мнению многих экспертов, один из путей выхода из кризиса лежит в интеграции науки и образования. Своей точкой зрения на проблему с "Газетой.Ru" поделился Борис Салтыков, возглавлявший с 1991 по 1996 год российские образование, науку и технику.

-- Борис Георгиевич, можно ли говорить о кризисе российской фундаментальной науки и в чем его причины?
-- Правильнее говорить о системном кризисе отечественной науки в целом, в том числе и о кризисе того сектора, который себя позиционирует как сектор фундаментальных исследований. Речь идёт, конечно, о Российской академии наук (РАН).

Основная причина кризиса именно в том, что нынешняя система организации и финансирования российской науки целиком перешла из административно-командной экономики. А политическая, экономическая и социальная среда вокруг науки изменилась радикально: у нас другой общественный строй, другое место и роль страны в мире, другие ресурсные возможности.

Это во времена "холодной войны" большая экономика большой страны – СССР – могла давать той науке любые необходимые, по мнению власти, ресурсы. Сегодня относительно скромная экономика России (мы где-то в 3-м десятке стран мира по уровню ВВП на душу населения) не может обеспечить ресурсами на должном уровне всю доставшуюся нам в наследство научную систему СССР. Значит, необходимы глубокие структурные реформы.

-- В чём их суть? В сокращении числа институтов?
-- И да, и нет. Само по себе сокращение числа институтов – не структурная реформа. Более того, после опубликования Минобрнаукой известной концепции, в которой реформа госсектора науки во многом ассоциировалась с сокращением числа научных учреждений, РАН уже объявила о сокращении 50 своих "юрлиц". Но это не реформа, а чиновничьи игры. Повторюсь: принципы организации и управления в РАН остались абсолютно советскими – ведомственность и административная иерархия, ориентация на объёмы и затраты, а не на качество и результаты, непрозрачность процедур и т. д.

В этой связи можно увеличивать финансирование, можно сокращать количество институтов или их укрупнять – это ничего не даст. Если Академия наук будет по-прежнему размазывать свой бюджет равномерно по всем институтам, эффект будет ничтожно малым.

Да, придётся, вероятно, сократить и номинальную численность научных работников. Потому что сегодня к ним причисляют любого человека с дипломом, который работает в здании, на котором висит вывеска "Научно-исследовательский институт". Но все прекрасно знают, что сегодня очень-очень часто и "этот человек", и это здание к настоящей науке отношения не имеют.

-- Но ведь есть статистика, создаётся реестр научных организаций?
-- К сожалению, официальная статистика науки сегодня часто не отражает внутреннюю суть процессов и явлений. Если же говорить о реестрах, то в них фиксируются только внешние признаки науки. Но уже несколько десятилетий никто не проводил настоящего обследования нашей науки по "гамбургскому счёту".

-- Что вы имеете в виду? Кто чего стоит на самом деле?
-- Именно. Известно, что "золотой век" нашей науки пришёлся на 60-70-е годы ХХ века. Многие нынешние научные лидеры добились выдающихся результатов именно в те годы. Сегодня в основном эта когорта учёных занимает все командные высоты в сфере НИОКР, в том числе и в РАН. Многие из них действительно сделали честь и славу советской науки, но сегодня (увы!) далеко не все из них понимают, как управлять научными коллективами в условиях рынка и сильнейшей конкуренции за ресурсы. А молодых лидеров, хорошо ориентирующихся в новой экономической среде, явно не хватает.

-- Но ведь проблема с научными кадрами возникает из-за низких зарплат?
-- Это только одна из причин. Но есть и другие. Я знаю молодых учёных, которые в своё время уезжали за рубеж, заработали там приличные деньги и вернулись в Россию. Они по-прежнему хотят заниматься наукой и согласны работать здесь за $400--500 в месяц. Но при этом они нацелены на то, чтобы "строить карьеру", то есть повысить свой статус, получить признание коллег. А у нас ситуация часто такова, что приходится ждать, пока, к примеру, 75-летний завлаб, что называется, "освободит позицию". В результате молодые учёные, амбициозные и желающие сделать именно научную карьеру, уезжают за рубеж.

-- Где же выход из тупика?
-- Так сложилось, что в советское время наша наука была отделена и от образования, и от производства. В условиях административно-командной доктрины это было допустимо и адекватно той экономической системе, но в современных условиях – нет. В наиболее успешных, "глобализированных" экономиках сформированы совсем иные, современные модели науки. Это практически всегда наука, интегрированная с образованием; это наука, не чурающаяся инновационного бизнеса; это наука, чутко реагирующая на новые потребности общества и ежечасно доказывающая этому обществу, зачем она ему нужна.

Если говорить о нашем случае, то одним из важнейших рычагов повышения результативности и эффективности исследований может быть соединение фундаментальной науки и фундаментального образования. Конечно, я не имею в виду механическое объединение нескольких сот российских вузов и научных институтов. Это бы было полным абсурдом.

-- Какие же варианты интеграции науки и образования существуют?
-- Есть несколько моделей интеграции науки и образования. Например, можно попробовать организационно объединить тот или иной ведущий университет с "остывающим", но все еще живым институтом. Скажем, из числа тех, где несколько корпусов уже давно отданы в аренду коммерсантам, но в одном еще ведутся научные исследования. Главное только, чтобы деньги на науку шли через этот исследовательский университет.

Исследовательские университеты (классические существуют в США) – это не только место учебы. Именно там проводятся основные фундаментальные исследования, а также готовятся научные кадры. Поэтому в американских исследовательских университетах более половины учащихся – так называемые post graduates, т. е. те, кто уже имеют дипломы о высшем образовании. У нас в свое время тоже пытались идти по этому пути. Еще в советское время была создана великолепная система Физтеха, где студенты-старшекурсники и аспиранты учились (и даже начинали работать) в академических институтах. Но все это стало давать сбои, когда начался кризис в академическом секторе. Сегодня идти на оклад в 2--3 тыс. руб. никто не хочет, но иногда предпочитают пойти в аспирантуру, чтобы, как они говорят, "откосить от армии".

-- То есть систему исследовательских университетов у нас надо создавать с нуля?
-- Есть у нас в России один полноценный исследовательский университет. Это МГУ. Кстати, и создавался он 250 лет назад по европейской модели. Но и сегодня МГУ – один из самых мощных исследовательских центров страны. Достаточно напомнить, что по уровню цитирования первое место в своей области удерживает химфак МГУ, опережая химические институты РАН. Лидирует в своей области и биофак МГУ. Неудивительно поэтому, что еще в 1996 году именно эти два факультета МГУ занимали соответственно 1-е и 2-е места по количеству полученных грантов научного фонда Сороса.

-- Какие еще возможности существуют?
-- Создание на базе нескольких ведущих университетов, в том числе региональных (в Поволжье, на Урале, в Сибири) новых исследовательских центров путём радикального увеличения (в разы и на порядок!) их научно-исследовательских бюджетов. И особенно той части, которая идёт на закупку приборов и оборудования, создания инновационной инфраструктуры.

Еще одним вариантом частичной, а не полной интеграции науки и образования может быть финансирование крупных совместных научных проектов "вуз – НИИ". Это началось лет восемь назад в рамках программы "Интеграция". Однако масштабы этого проекта смехотворно малы – доли процента от общего бюджета российской науки. Однако такая форма интеграции полезна не только сама по себе, но и как зародыш возможного полного слияния в будущем этого вуза и НИИ или какой-то его части.

Неплохо работает и еще один, давно апробированный путь интеграции науки и образования – создание в академических, да и в отраслевых институтах базовых кафедр для подготовки студентов.

Но, какой бы путь интеграции мы ни предлагали, вначале надо реализовать несколько пилотных проектов, проанализировать живой опыт и двигаться дальше, выбрав лучший из них. Весь мировой опыт доказывает, что от совмещения фундаментальной науки с образованием польза обоюдная. Не надо забывать, что несколько отличных, так называемых отраслевых исследовательских институтов и, в частности, ЦАГИ вышли когда-то из Бауманского училища. Конечно, чтобы интегрировать науку с образованием, придется скорректировать наше законодательство, запрещающее сегодня иметь в вузах исследовательские институты, а с другой стороны, платить учёным за чтение лекций из научного бюджета.

-- Может быть, процесс пойдет быстрее после состоявшегося в Кремле заседания президентского совета по науке и образованию?
-- У меня такое ощущение, что на заседании совета в Кремле все помирились. А значит, и реформирование фундаментальной науки опять застопорится. Оно опять сведётся к замене одних фигур другими, уменьшению количества "юрлиц", перераспределению функций внутри системы, которая по-прежнему сохраняет себя в неприкосновенности. Специалистам хорошо известно, что система способна к серьёзным структурным трансформациям только под влиянием мощных внешних воздействий.

газета.ru

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости