"Крупный пакет "ВСМПО-Ависма" мог уйти за рубеж"
Лига-пресс, (15:39) 14 февраля 2007 г.
«ВСМПО-Ависма» – мировой титановый лидер недавно перешёл под контроль «Рособоронэкспорта». О том, почему государство именно сейчас заинтересовалось титановой отраслью, рассказал исполнительный директор «ОборонИмпэкса», член совета директоров «Корпорации ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин.
– В ноябре «Рособоронэкспорт» приобрёл акции у основных акционеров «Корпорации ВСМПО-Ависма» (ВСМПО), сконцентрировав в своих руках 65,8 процентов акций предприятия. В чём состоят основные мотивы прихода «Рособоронэкспорта» в ВСМПО?
– В рамках текущего тренда – усиления позиций государства в стратегических областях, а титановое производства, без сомнения, таковым является – стало необходимо осуществлять действенный государственный контроль над компанией. Это можно было реализовать только путем приобретения значительного пакета акций в госсобственность.
Не будем забывать, что «Рособоронэкспорт», гарантируя исполнение экспортных контрактов российскими предприятиями ВПК, в том числе авиастроительными, заинтересован в обеспечении стабильных поставок титана на них.
Надо сказать, что на момент совершения сделки ситуация в ВСМПО была достаточно сложной – налицо был конфликт между собственниками, который грозил привести к тому, что весьма крупный пакет акций предприятия в 25–50 процентов мог уйти к зарубежному инвестору.
Сложившаяся вокруг предприятия ситуация не отвечала ни интересам самого ВСМПО, ни национальным интересам России.
– Что же в таком случае должно измениться с вашим приходом?
– В первую очередь, с нашим приходом разрешился конфликт собственников предприятия. Это стабилизировало ситуацию вокруг и внутри стратегически важного как для России, так и для мировых корпораций предприятия.
– Каким вы видите будущее компании?
– «Рособоронэкспорт», став основным акционером, затратил на покупку значительные средства, в основном заёмные. Поэтому мы, как никто другой, заинтересованы в развитии предприятия, росте капитализации и, соответственно, стоимости нашего пакета. В настоящее время разработана программа развития ВСМПО до 2012 года, которая подразумевает под собой инвестиции в размере от $600 млн. до $1 млрд. в производство и рост объёмов производства титана почти вдвое.
– На рынке высказывались опасения, что с вашим приходом в ВСМПО приоритет в поставках титана будет отдаваться российским авиастроителям в ущерб основным западным клиентам – Boeing и Airbus. Так ли это?
– Сейчас 78 процентов нашей титановой продукции поставляется на экспорт, 22 идут на нужды российских производителей. Сегодня отечественная авиастроительная промышленность не требует от нас значительного увеличения объёма поставок, однако мы должны быть к этому готовы. Программа развития ВСМПО как раз и предусматривает необходимость покрытия растущей потребности в титане мировых и российских производителей. Мы ставим цель как минимум сохранить за собой ту долю на мировом рынке, которую мы сейчас занимаем, и полностью обеспечить потребности отечественных потребителей.
– Кто же на мировом рынке является вашими основными конкурентами?
– Это американские компании: Timet, которая занимает примерно равную с нами долю рынка в 20–25 процентов, и Allegheny Technologies (12-15 процентов).
– В чём вы видите конкурентные преимущества ВСМПО?
– Надо подчеркнуть, что ВСМПО является одним из крупнейших производителей титана аэрокосмического назначения. Это самый сложный титан, самый дорогой и чистый, и он обладает наибольшей добавочной стоимостью. Само ВСМПО примечательно тем, что предприятие продаёт не только титановые слитки, но и высокотехнологичные штамповки и готовые изделия. ВСМПО обладает единственным в мире работающим прессом усилием 75 килотонн, который позволяет делать крупные детали самолётов.
В этой сфере в мире мы сейчас являемся монополистами.
Именно поэтому в нас заинтересованы Boeing, Airbus и другие авиакосмические производители. Boeing, согласно своей новой стратегической концепции развития, делает ставку, в первую очередь, на самолеты из композитов, которые используют значительно больше титана, чем традиционные алюминиевые самолёты. Так, примерно 10 процентов веса новой модели самолёта Boeing 787, который займёт абсолютно доминирующее положение на рынке авиации в ближайшем будущем, составляют титановые узлы и детали, сделанные на ВСМПО.
– Имеются ли у «Рособоронэкспорта» какие-либо планы по реорганизации титанового предприятия?
– У нас имеется достаточно масштабная программа не реорганизации, а развития корпорации: мы хотим создать вертикально интегрированную компанию. Это позволит нам решить сразу две проблемы – обеспечить стабильность поставок, стабильность цен на сырьё и уменьшить издержки по закупкам, снизив, таким образом, себестоимость продукции. В первую очередь это касается основного сырья для производства титановой губки – ильменита (исходное сырье для производства титана), а также молибдена и ванадия. Рынок последних двух составляющих нестабилен и характеризуется ростом цен в разы. Причём этот рост цен не обоснован экономически. Его причина в том, что рынок в этой области монополизирован, и поставщики сырья могут позволить себе искусственно завышать цены. Цены на ильменит на мировом рынке также растут, но менее существенно и по другой причине – из-за роста издержек по его добыче. Ещё один, более субъективный фактор построения такого вертикально интегрированного холдинга состоит в том, что получение контроля над добывающими активами позволит увеличить капитализацию компании с большим мультипликатором.
– То есть имеется в виду создание полного цикла производства?
– Да, мы приобретаем права на разработку месторождений, покупаем или строим на них горно-обогатительный комбинат либо при необходимости фабрики по переработке и другую необходимую инфраструктуру. Такая модель позволяет значительно сократить издержки, зафиксировав цены на сырьё на минимальном уровне. Для примера: себестоимость молибдена – $15 за килограмм, рыночная цена находится в диапазоне от $40 до $60. Издержки, таким образом, сократятся почти втрое (молибден к 2012 году будет составлять в себестоимости конечной продукции около 30–40 процентов при физическом весе всего 5 процентов в конечном продукте).
– Такого рода проекты планируется реализовать в России или за рубежом? Какие страны наиболее перспективны в смысле запасов ильменита, молибдена и ванадия?
– Нас интересуют в первую очередь Россия, Украина, Шри-Ланка и, конечно, Индия.
Развитие кооперации с индийской стороной является государственной стратегией. Это потенциально интересный регион с большими залежами ильменитового песка с низкой себестоимостью добычи. Однако в Индии есть значительные проблемы с инфраструктурой, кроме этого титановое производство достаточно капризно по отношению к сырью. Сложность ещё и в том, что по геологии невозможно однозначно сказать, подойдёт ли тот или иной ильменит для нашего производства, определить это можно только опытным путем в ходе плавки.
Естественно, мы в идеале хотели бы иметь собственное производство в России, что позволило бы нивелировать политические риски и сократить накладные расходы (транспорт, страховка, таможня и т. д.).
Что касается молибдена и ванадия, то с ними ситуация значительно сложнее. Залежей молибдена в России практически нет, также как и функционирующих перерабатывающих заводов. Нужной нам чистоты ванадий в РФ не производится, хотя есть большая сырьевая база очень близко к Салде – шлаки Качканарского ГОКа (НТМК). Мы же получаем пентооксид ванадия производства ЮАР и немецкий, так что потенциал для развития большой, и мы будем его активно изучать.
– Сейчас довольно активно обсуждается грядущая реорганизация «Рособоронэкспорта».
Каким образом она может затронуть ВСМПО?
– Эта возможная реорганизация никаким образом не коснётся ВСМПО. Предприятие будет продолжать поступательно развиваться.
– Имеются ли у вас планы по выходу ВСМПО на первичное размещение акций? Если да, то когда его можно ожидать?
– Во всём, что касается развития предприятия, новый собственник исходит из вопроса экономической целесообразности своих действий.
Мы будем постепенно готовить компанию к первичному размещению.
Надо отметить, что требования, предъявляемые для IPO, полезны и для развития предприятия в целом. Так, ВСМПО будет, безусловно, наращивать степень транспарентности, продолжать делать консолидированную отчётность, выпускать отчётность по US GAAP и другим стандартам, а также аудироваться компаниями «большой четвёрки». На тот момент, когда наши финансово-экономическое службы решат, что это целесообразно, IPO будет проведено. Однако в этом году, разумеется, никакого первичного размещения не будет.
Статьи по теме:
Создан мировой лидер алюминиевой отрасли
ФАС одобрила слияние "РусАла", СУАЛа и Glencore.
Позиции Mittal усиливаются
Мордашов предложил уменьшить свою долю в Arcelor-"Северстали" до четверти.
Arcelor и "Северсталь" объединяет политика
Судьбу формирующегося на базе Arcelor лидера металлургического рынка будут решать не её менеджмент, и даже не акционеры.
Последние статьи
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.