На фоне чучела снимаются таланты

Лига-пресс, (12:23) 18 апреля 2006 г.

На фоне чучела снимаются таланты
Прошла церемония вручения театральных премий «Золотая маска». С каменными истуканами, чучелами основоположников и замалчиванием депутатов Госдумы.
 
Все знают, что самым ругаемым представлением «Золотой маски» всегда оказывается церемония вручения наград. Ставить её обычно приглашают признанных постановщиков, но на деле никому их изыски не нужны. Главное тут, во-первых, чтобы было шикарно и представительно, а во-вторых - побыстрее, слишком уж много номинаций.
 
На этот раз постановщиком церемонии пригласили многократного золотомасочника Дмитрия Бертмана - и лучше выдумать не могли. Бертман в своей «Геликон-опере» умеет сделать эффектные и витальные шоу на грани хорошего вкуса, вот и тут для Новой сцены Большого он насочинял бодрую мешанину из Зураба Соткилавы, мюзик-холльных девушек в перьях, «Призрака оперы» (пол-лица призрака было скрыто половинкой «Золотой маски»), дефиле костюмов Большого театра, Льва Лещенко, «Чио-чио-сан», балета «TODES» в золоте, «Севильского цирюльника», «Singing in the rain» и др.
 
Особенно удачными оказались три вещи. Первое - оформление. Никаких тяжеловесных декораций: весь дизайн (даже тяжёлые бархатные шторы и сверкающие гирлянды), проецировался прямо на чёрные кулисы и задник. Второе - никаких конвертов. Ведущие церемонии - длинноногая оперная дива Мария Максакова и артист ТЮЗа Игорь Гордин - дежурно, но не противно, шутили про «вручантов», а «вручанты», выходя на сцену парами, стояли больше для мебели, потому что главные слова произносились самой Маской. Огромная Золотая маска на экране оживала, словно каменный истукан в детских фильмах, открывала рот и произносила имя победителя. При объявлении первого лауреата зал так и грохнул со смеху.
 
Ну и, наконец, ещё одно нововведение: в этот раз решили идти не по видам искусства, а по профессиям: сначала раздали премии всем актёрам (включая танцоров и певцов), потом художникам, режиссёрам и, наконец, лучшим спектаклям. Видимо, для того, чтобы сохранять интригу. А то раньше бывало: раздадут призы оперным, начнут балетным, а оперных в зале уже и след простыл.
 
Теперь о премиальных интригах.
 
Среди частных актёрских номинаций главная интрига помещалась в драме: тут непонятно было, как жюри разойдётся с «женской ролью», где в списке значатся два моноспектакля грандиозных актрис - Алисы Фрейндлих («Оскар и розовая дама») и Марины Неёловой («Шинель»). Можно было предположить, что, если одной дадут «лучшую роль», то другой следует «лучший спектакль». Так и вышло - Фрейндлих досталась «лучшая роль», а заодно традиционно вручаемый Нескафе приз зрительских симпатий.
 
Случается, что тот, кого театральная общественность и критика считает одним из главных претендентов на премию, жюри категорически не нравится, но совсем не заметить - как-то неудобно. Тогда ему дают спецприз жюри и тем выводят спектакль из соревнования, а жюри из-под обвинений. На этот раз так поступили и музыкальные, и драматические судьи. В опере главными соперниками были два мариинских спектакля: «Путешествие в Реймс», поставленное французом Аленом Маратра и «Тристан и Изольда» в постановке Дмитрия Чернякова. Молодой Черняков, начавший ставить совсем недавно, но уже имеющий кучу «Масок» и считающийся лучшим отечественным оперным режиссёром, любит резкое осовременивание классических опер. Герои его «Тристана и Изольды» не молодые и не слишком красивые, а события вагнеровского сюжета происходят в современных интерьерах гостиницы и подводной лодки. Такое не всякому любителю оперы по вкусу. Поэтому, когда объявили, что «Тристану» дают спецприз жюри, стало ясно, что больше ничего ему не светит. Так и было: и за лучшую оперу, и за режиссуру получило «Путешествие в Реймс». Второй спецприз музыкального жюри, отданный «Детям Розенталя» Десятникова-Сорокина, со стороны жюри был скорее благородным жестом (да и формулировка была двусмысленная: «за инициативу в развитии современной русской оперы» - то есть не за постановку, а лишь за инициативу).
 
И вышедшие на сцену Леонид Десятников и директор Большого Анатолий Иксанов всё время напоминали друг другу: «Ни слова о депутатах!».
 
Аналогичная история была и в драматическом жюри: тут спецпризом увели от главных призов двух наиболее активно работавших в сезоне режиссёров, каждый из которых был номинирован на «Маску» сразу двумя спектаклями: Евгения Марчелли и Кирилла Серебренникова. По отношению к Серебренникову, который даже не явился на церемонию, видимо, понимая, что рассчитывать не на что, такой жест выглядел особенно демонстративным. Так что главные призы - и за режиссуру, и за спектакль «большой формы» получил Фоменко и его «Три сестры». Пётр Наумович, как известно, перед самым фестивалем пытавшийся отозвать свой спектакль с конкурса, поскольку он, по его мнению, очень плохо шёл, сам был заметно смущён и говорил, что «мы явно переборщили с получением за одну работу». Но публика Большого была очень счастлива.
 
Вот, собственно и всё. Все «продвинутые» призы - и за «новацию», и приз критики, который обычно даётся за что-то действительно свежее, дали питерскому спектаклю Андрея Могучего «Между собакой и волком». В куклах: всем трём сёстрам (в смысле спектаклям) раздали по серьгам, но явным любимцем жюри оказалась бурятская «Поющая стрела», легенда, сыгранная вчерашними выпускниками ЛГИТМиКа. А в балете и в современном танце, победили старые спектакли: перенесённый на сцену Большого «Сон в летнюю ночь», впервые поставленный Джоном Ноймайером в 1976 году, и возобновление «Клетки для попугаев» в «Балете Евгения Панфилова» (сам хореограф погиб четыре года назад). То, что лучшими спектаклями сезона стали давние постановки, много говорит о сегодняшней ситуации в танце.
 
А что касается церемонии, то она прошла «на ура». В финале на авансцену вывезли здоровенные восковые фигуры Станиславского и Немировича-Данченко, а всем лауреатам предложили с ними сфотографироваться. Чучела основоположников выглядели диковато, но на болтающихся где-то у них под мышкой сияющих лауреатов с масками в руках смотреть было весело.
 
Дина Годер, «Газета.Ru»
 

Межрегиональная Лига журналистов

Статьи по теме:

Финал "Золотой Маски"

Наглядное и убедительное подтверждение возрождению театрального искусства - прошедшая в Москве в минувшее воскресенье пресс-конференция с участием администрация Пермского края и художественных руководителей лучших пермских театров, а также спектакль «Кармен».

«Et cetera» едет в Нижний Новгород

Гастроли Московского театра «Et cetera» продолжат проект «Гастроли лучших театров страны в Нижегородском театре «Комедiя».

Проект "Малая сцена"

Во второй половине сезона Нижегородский театр драмы имени Горького в Доме актера намерен реализовывать проект "Малая сцена".

Последние статьи

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

25 июня 2022 г. :: Культура

«Алые паруса» - 2022 года.

«Алые паруса» - главное торжество выпускников прошло в Санкт-Петербурге.

31 мая 2022 г. :: Право

Верховный суд России расширил понятие самообороны.

Сегодня, 31 мая Верховный суд России расширил пределы допустимой самообороны в случае проникновения грабителей в дом.

24 апреля 2022 г. :: В мире

Минобороны: высокоточными ракетами уничтожены цеха по производству взрывчатки на Украине

Российские военные высокоточными ракетами наземного базирования нанесли удар и уничтожили цеха по производству взрывчатых веществ и порохов для ВСУ в районе Павлограда (Днепропетровская область), заявил официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков.

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости