Хорошо забытое новое

Лига-пресс, (13:46) 02 марта 2006 г.

Хорошо забытое новое
Абстрактные и конкретные провокации, все хорошо знакомые на открывшейся «Инновации» – выставке соискателей новой премии в области современного искусства.
 
Настала пора разобраться, кто чего стоит в современном искусстве. До сей поры здесь царил творческий беспорядок: художников и кураторов много, выставки едва ли не каждый день, а никакой табели о рангах не предлагалось. Попробуй догадайся, кто из авторов знаменитый, кто выдающийся, кто всего-навсего перспективный. С учреждением ежегодного национального конкурса «Инновация» эта проблема должна разрешиться.
 
Если премия приживётся (для этого у неё достаточно предпосылок, хотя бы та, что в учредителях значится министерство культуры), можно будет со временем охватить лауреатством значительные художественные массы и ввести тем самым надлежащую иерархию.
 
С наградами и материальными поощрениями в современном искусстве долго не задавалось. Конкурсы появлялись и исчезали стремительно, не успевая оставить по себе ни доброй памяти, ни задела для воспреемников.
 
Сегодня можно с определенностью говорить о премии «Мастер», присуждаемой третий год и обретшей недавно денежное выражение, а также о Госпремии (правда, с большущими оговорками: новые правила её присуждения оставляют за скобками даже намёк на профессиональные критерии). И вот родилась «Инновация» – с приличным бюджетом, с отборочной комиссией и представительным жюри, с пятью номинациями и потенциалом раскрутки. После многомесячного марафона с рассмотрением заявок общественности представлены шорт-листы, проиллюстрированные итоговой выставкой в ГЦСИ (Государственном центре современного искусства).
 
Первое впечатление: шорт-листы не оправдывают своего названия. По некоторым позициям число финалистов зашкаливает за границы разумного.
 
Скажем, в номинации за лучшее произведение визуального искусства оставлены больше двух десятков претендентов – такое чувство, будто никого не хотели заранее обижать.
 
Хотя отвергнутые проекты всё-таки были, и с ними до сих пор неясно: чем не угодили?
 
Другими словами, пока не просматриваются вменяемые критерии на стадии квалификационного отбора. Добавьте сюда кривотолки насчёт того, что списки номинантов, номинаторов и жюриоров пересекаются в такой степени, что недалеко и до междусобойчика. Конечно, можно всё это списать на трудности становления, но начало, как известно, половина дела.
 
Пресс-конференцию худрук ГЦСИ и член жюри «Инновации» Леонид Бажанов как раз и начал с перечисления недочётов. По его мнению, нужно в будущем скорректировать некоторые процедурные моменты – в частности, отменить открытый конкурс в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». (Действительно, как-то неловко видеть очередь из ветеранов, дожидающихся признания заслуг.) Но в целом Бажанов инициативу приветствовал и разглядел в ней хорошие перспективы. Этажом ниже можно было эти перспективы оценить самостоятельно: финальная выставка в той или иной форме вместила плоды деятельности всех 49 конкурсантов.
 
Эффект дежавю в данном случае не должен был никого смущать – наоборот, он автоматически вытекал из премиальных правил.
 
Речь здесь идёт о проектах, которые фигурировали на арт-сцене в течение прошлого года, соответственно, все интересующиеся могли их видеть и на I Mосковской биеннале, и на музейных выставках, и в галереях. Некоторые работы даже успели обосноваться у новых владельцев: например, инсталляцию Андрея Бартенева «Скажи: я тебя люблю!» не отпустили на конкурсную выставку из церетелиевского музея на Петровке, где она занимает целый зал и совершенно не тяготеет к переездам. В данном случае, как и в ситуации с масштабными кураторскими проектами вроде «Русского поп-арта» в Третьяковке, представление ограничилось видеодокументацией. В ином контексте видео – уже автономный творческий продукт, претендующий на награду.
 
Не зря в конкурсных документах происходит постоянная путаница с терминологией: вместо «изобразительного искусства» то и дело, причём справедливо, всплывает формулировка «визуальное искусство».
 
Того же толка чехарда с искусством «современным» и «актуальным». И это не просто игра в синонимы: здесь проглядывает тенденциозность. На той же пресс-конференции Леонид Бажанов, предваряя возможные вопросы, произнёс, что представители «традиционных» художеств отсутствуют в шорт-листах из-за того, что не подавали заявок. Думается, что не будут подавать и впредь: выставка наглядно демонстрирует, что шансов у них немного. Вот когда начнёте делать инсталляции, снимать видео или хотя бы фотографировать, тогда и приходите… В принципе перед нами парад искусства именно актуального: поролоновые фигуры Сергея Шеховцова, абстрактные провокации Авдея Тер-Оганьяна, видеогэги от «Синих носов» и хрестоматийные проявления концептуализма от Андрея Монастырского. Преобладает Москва с некоторыми вкраплениями Питера и Калининграда. Поскольку в столичных кругах актуальные ценности давно уже обросли иерархическими представлениями, проблем с раздачей поощрений возникнуть не должно. Сюрпризов, скорее всего, тоже не будет.
 
Для определения лауреатов жюри соберётся 29 марта, и уже на следующий день состоится церемония награждения. Страна узнает своих героев.
 
Велимир Мойст, «Газета.Ru»
 

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

25 июня 2022 г. :: Культура

«Алые паруса» - 2022 года.

«Алые паруса» - главное торжество выпускников прошло в Санкт-Петербурге.

31 мая 2022 г. :: Право

Верховный суд России расширил понятие самообороны.

Сегодня, 31 мая Верховный суд России расширил пределы допустимой самообороны в случае проникновения грабителей в дом.

24 апреля 2022 г. :: В мире

Минобороны: высокоточными ракетами уничтожены цеха по производству взрывчатки на Украине

Российские военные высокоточными ракетами наземного базирования нанесли удар и уничтожили цеха по производству взрывчатых веществ и порохов для ВСУ в районе Павлограда (Днепропетровская область), заявил официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков.

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости