В память о жертвах теракта, произошедшего 15 лет назад, на месте крушения самолета Ту-154 в Каменском районе Ростовской области прошла траурная панихида.
Две трагедии произошли почти одновременно 24 августа 2004 года, когда террористки с интервалом в одну минуту взорвали в воздухе два авиалайнера, вылетевших из столичного аэропорта Домодедово.
Оба самолёта через час с небольшим с момента взлёта рухнули на землю после взрыва в воздухе. Трагедия произошла с лайнерами Ту-134А-3 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (рейс 1303 Москва — Волгоград) и Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь» (рейс 1047 Москва — Сочи). Наш корреспондент уточнил, что рейс 1303 потерпел катастрофу около населённого пункта Бучалки в Тульской области, а борт, следовавший рейсом 1047, (точнее, то, что осталось от самолета после взрыва) разбросало в Каменском районе Ростовской области. Погибли все пассажиры и члены экипажей — всего 90 человек.
Ответственность за случившееся с самолетами взял на себя Шамиль Басаев.
Сотрудники ФСБ, МВД и прокуратуры установили, что лайнеры взорвали Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова, прилетевшие в Москву из Махачкалы. В аэропорту на них сразу обратили внимание сотрудники правоохранительных органов, дежурившие в тот день в терминале внутренних рейсов.
«Сотрудники линейного отдела милиции забрали у девушек паспорта и для досмотра вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам передали задержанных оперуполномоченному по борьбе с терроризмом Михаилу Артамонову, — заявил тогда Владимир Устинов, занимавший должность генпрокурора. — Однако тот отпустил пассажирок без всякой проверки».
Затем, воспользовавшись услугами перекупщика Армена Арутюняна, террористки приобрели билеты на рейсы до Сочи и Волгограда. «Причем билет до Сочи был на 25-е число, и Арутюнян обратился к представителю авиакомпании „Сибирь“ Николаю Коренкову, в чьи обязанности входил контроль за регистрацией и посадкой пассажиров, — говорится в обвинительном заключении. — Тот сделал соответствующую пометку в документе, и Джебирханову пропустили на борт».
Арутюнян получил от террористок пять тысяч рублей, из этой суммы тысячу он передал Коренкову как вознаграждение за оказанную услугу.
По версии следствия, террористки собрали бомбы уже на борту самолета — в туалетах. Мощность взрывных устройств составила несколько сотен граммов в тротиловом эквиваленте.
Спустя три года после трагедии суд приговорил Коренкова и Арутюняна к полутора годам лишения свободы. Оперуполномоченный Артамонов получил более серьезный срок: шесть лет колонии. По словам генпрокурора Устинова, капитан милиции упустил возможность предотвратить теракт по своей халатности.
После случившегося меры досмотра в аэропортах существенно ужесточили. Однако это не уберегло от нового теракта, случившегося в том же Домодедово в 2011-м. Тогда погибли 37 человек, около двухсот получили ранения.
Впрочем, по мнению эксперта, обеспечить стопроцентную авиационную безопасность нереально. Можно лишь минимизировать риски.
Валентина СЕРГЕЕВА.