Школьные реформы: лучше меньше, да лучше
Советская Чувашия, (17:16) 19 ноября 2004 г.
- Да кому вообще нужна эта реструктуризация? - возмущалась одна из мам. - Работали школы и работают, зачем что-то перестраивать?
Ситуация, надо сказать, знакомая: три года назад под такой же "аккомпанемент" начиналась у нас реструктуризация сельских школ…
Главную цель новшества тогда обозначили так: сельским ребятишкам необходимо дать хорошие знания. В маленьких деревенских школах, где в классах сидело по 7-8 детей, а один учитель вел параллельно и математику, и физику, и географию, достичь этого было просто нереально. Кстати, против хорошего образования для дочек и сыновей никто из родителей не возражал. Тревожило их другое - как будет все организовано. Не выйдут ли из строя школьные автобусы, не помешают ли их движению заснеженные дороги и т. д.? Время оказалось лучшим аргументом. Конечно, отдельные нестыковки поначалу имелись. Но из-за занесенных снегом дорог поездки на уроки ни разу не срывались - трассы для школьных автобусов расчищались регулярно, а на случай поломки машин был создан парк резервных автобусов. Ну а когда следом за программой “Школьный автобус” в глубинке началось строительство новых дорог, а в базовые школы пришла современнейшая компьютерная техника, убеждать уже никого и не надо было: поток жалоб сельчан “на ненужную реструктуризацию” практически иссяк. А в некоторых районах - в Цивильском, Аликовском - родители сами проголосовали за дополнительные школьные перемены. После реструктуризации в их деревнях оставили лишь начальные классы, ребята же постарше каждый день отправлялись в базовую школу на новеньком автобусе. Посмотрев на такую картину, взрослые поставили вопрос: нельзя ли и остальных ребятишек возить вместе со старшеклассниками, пусть и они учатся в хорошей школе.
За минувшие годы реструктуризация затронула в общей сложности 136 сельских школ. Следом за сельской глубинкой настал черед городов: в 2003-2004 годах было преобразовано восемь школ в Чебоксарах, Алатыре и Шумерле. Перестройка проходила по-разному: где-то две школы объединили в одну, где-то вместо прежней средней школы создали основную. Надо сказать, процесс перемен не всегда шел тихо-мирно. В прошлом году, к примеру, после того, как лицей № 3 переселился из 27-й школы в 48-ю, в редакцию обратились возмущенные родители. Сетовали они на хозяйственных “лицеистов”, при переезде забравших с собой немалую долю школьного имущества: лабораторное оборудование, хорошую мебель и даже стенд из вестибюля. В этом году страсти разгорелись вокруг чебоксарской школы № 1, попавшей под неплановую реструктуризацию: школьное здание признали аварийным, а учебу в нем - небезопасной для детей. Шуму по поводу закрытия этой школы было немало. Но потом иные родители даже спасибо чиновникам говорили - благодаря реструктуризации их детям удалось попасть в престижные лицеи.
И все-таки остался вопрос: зачем нужна реструктуризация городским школам? Ведь их ученикам, в отличие от сельских, на дефицит качественного образования жаловаться грех. Но тут есть другие резоны. Во-первых, демография. Специалисты вывели формулу наибольшей эффективности учебного процесса: достигается она, если на одного педагога приходится не менее 15 учеников. А при нынешнем кризисе рождаемости соблюдать эту пропорцию удается не всегда. Во-вторых, из мирового опыта известно: учеба идет лучше, если малыши занимаются отдельно от старшеклассников. Кстати, практика такая существует во многих зарубежных странах - в Германии, в США. Ну и, наконец, сама “география” городских школ тоже на руку реструктуризации. В Чебоксарах, например, две-три школы частенько располагаются в считанных метрах друг от друга, иногда между ними даже и забора нет. И если одна из них станет начальной, а в другой откроют профильные классы для старшеклассников, далеко ездить на учебу ребятам не придется.
Но все эти проекты уже не сегодняшнего, скорее будущего дня: в этом учебном году никаких новых преобразований в чебоксарских школах не предвидится. Слухи о смене статуса иных учебных заведений были скорее всего своеобразным изучением родительского мнения (хотя можно было, наверное, изучить его и в более “мягком” варианте). А точка зрения родителей при реструктуризации обязательно должна учитываться. Равно как и другие факторы: насколько школа загружена, как успешно обучает она своих питомцев и т. д. Перемены ради одних только перемен затеваться у нас не будут.
ПЕРЕМЕНЫ ПО-АВСТРАЛИЙСКИ
Реструктуризация школ и для нашей республики, и для России - дело относительно новое. Но эту идею за границей апробируют достаточно давно. Особенно в Австралии и Канаде - странах, имеющих огромные по площади территории с малой плотностью населения.
В Австралии школьной "перестройкой" занялись еще в начале 20 века. В малонаселенных районах страны пробовали внедрять дистанционные обучения, сельским ребятам давали уроки "кочующие" учителя. В австралийской глубинке создавались также школы одного учителя ("one + teacher school") - своеобразный аналог наших сельских "малокомплекток". Сейчас эти учебные заведения уступают место объединенным школам в городах. Именно в них продолжают учебу дети из сельской местности.
В Канаде в 40-70-х годах прошлого века было проведено укрупнение (консолидация) сельских школ. Необходимость мероприятия местные власти объясняли тем, что крупным школам проще проводить самостоятельную образовательную экономическую политику. Плюс к тому, "консолидировавшись", школы могли экономить на коммунальных и прочих коллективных затратах.
Сейчас в малонаселенных провинциях Канады существует двухступенчатая структура школ. Начальные школы (в виде маленьких "школ в одной комнате") работают в мелких населенных пунктах. Учатся в них ребята до 11-12 лет, а затем переходят в средние школы, расположенные в относительно крупных поселениях.
И еще один любопытный факт. Заграничные эксперты по образованию рассматривают реструктуризацию сети сельских школ как процесс, характерный прежде всего для высокоразвитых стран. Так что хотя бы в этом плане мы смело можем причислить себя к списку преуспевающих государств…
ВСЛЕД ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ - КАРТЫ И УЧЕБНИКИ
Программу школьной реструктуризации финансирует не только республика, идет помощь и со стороны. Как известно, 27 сельских базовых школ Чувашии включены в проект “Реформа системы образования”, поддерживаемый Международным банком реконструкции и развития. В рамках проекта в этом году школы уже получили спортинвентарь, оборудование для мастерских, компьютеры, школьные автобусы. В ноябре ожидается новое поступление - всем школам-участницам проекта достанутся комплекты учебно-методических материалов на общую сумму более полутора миллионов рублей. Помимо учебников в них войдут видеофильмы, электронные диски с учебными программами и тестами, а также наглядные пособия - карты, таблицы, диаграммы.
Последние статьи
Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.
В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.
Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры
На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.
В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья
По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.
RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО
Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.
30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик
СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.
Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран
Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.
Новый способ кодирования информации
Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).
В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ
В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.
Рекордная жара в Европе
Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.
В России зафиксировали заражения «кентавром»
В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».