Школьные реформы: лучше меньше, да лучше

Советская Чувашия, (17:16) 19 ноября 2004 г.

Нынешняя осень для родителей чебоксарских школьников выдалась не очень-то спокойной. С октября в нашу газету пошли звонки от пап и мам учеников 17, 19, 20-й школ… Всех интересовал один и тот же вопрос: правда ли, что их школу собираются реструктурировать, оставляя лишь начальные классы или - только старшие? И не лучше ли сразу перевести своих детей в другую школу?
- Да кому вообще нужна эта реструктуризация? - возмущалась одна из мам. - Работали школы и работают, зачем что-то перестраивать?
Ситуация, надо сказать, знакомая: три года назад под такой же "аккомпанемент" начиналась у нас реструктуризация сельских школ…


Главную цель новшества тогда обозначили так: сельским ребятишкам необходимо дать хорошие знания. В маленьких деревенских школах, где в классах сидело по 7-8 детей, а один учитель вел параллельно и математику, и физику, и географию, достичь этого было просто нереально. Кстати, против хорошего образования для дочек и сыновей никто из родителей не возражал. Тревожило их другое - как будет все организовано. Не выйдут ли из строя школьные автобусы, не помешают ли их движению заснеженные дороги и т. д.? Время оказалось лучшим аргументом. Конечно, отдельные нестыковки поначалу имелись. Но из-за занесенных снегом дорог поездки на уроки ни разу не срывались - трассы для школьных автобусов расчищались регулярно, а на случай поломки машин был создан парк резервных автобусов. Ну а когда следом за программой “Школьный автобус” в глубинке началось строительство новых дорог, а в базовые школы пришла современнейшая компьютерная техника, убеждать уже никого и не надо было: поток жалоб сельчан “на ненужную реструктуризацию” практически иссяк. А в некоторых районах - в Цивильском, Аликовском - родители сами проголосовали за дополнительные школьные перемены. После реструктуризации в их деревнях оставили лишь начальные классы, ребята же постарше каждый день отправлялись в базовую школу на новеньком автобусе. Посмотрев на такую картину, взрослые поставили вопрос: нельзя ли и остальных ребятишек возить вместе со старшеклассниками, пусть и они учатся в хорошей школе.

За минувшие годы реструктуризация затронула в общей сложности 136 сельских школ. Следом за сельской глубинкой настал черед городов: в 2003-2004 годах было преобразовано восемь школ в Чебоксарах, Алатыре и Шумерле. Перестройка проходила по-разному: где-то две школы объединили в одну, где-то вместо прежней средней школы создали основную. Надо сказать, процесс перемен не всегда шел тихо-мирно. В прошлом году, к примеру, после того, как лицей № 3 переселился из 27-й школы в 48-ю, в редакцию обратились возмущенные родители. Сетовали они на хозяйственных “лицеистов”, при переезде забравших с собой немалую долю школьного имущества: лабораторное оборудование, хорошую мебель и даже стенд из вестибюля. В этом году страсти разгорелись вокруг чебоксарской школы № 1, попавшей под неплановую реструктуризацию: школьное здание признали аварийным, а учебу в нем - небезопасной для детей. Шуму по поводу закрытия этой школы было немало. Но потом иные родители даже спасибо чиновникам говорили - благодаря реструктуризации их детям удалось попасть в престижные лицеи.

И все-таки остался вопрос: зачем нужна реструктуризация городским школам? Ведь их ученикам, в отличие от сельских, на дефицит качественного образования жаловаться грех. Но тут есть другие резоны. Во-первых, демография. Специалисты вывели формулу наибольшей эффективности учебного процесса: достигается она, если на одного педагога приходится не менее 15 учеников. А при нынешнем кризисе рождаемости соблюдать эту пропорцию удается не всегда. Во-вторых, из мирового опыта известно: учеба идет лучше, если малыши занимаются отдельно от старшеклассников. Кстати, практика такая существует во многих зарубежных странах - в Германии, в США. Ну и, наконец, сама “география” городских школ тоже на руку реструктуризации. В Чебоксарах, например, две-три школы частенько располагаются в считанных метрах друг от друга, иногда между ними даже и забора нет. И если одна из них станет начальной, а в другой откроют профильные классы для старшеклассников, далеко ездить на учебу ребятам не придется.

Но все эти проекты уже не сегодняшнего, скорее будущего дня: в этом учебном году никаких новых преобразований в чебоксарских школах не предвидится. Слухи о смене статуса иных учебных заведений были скорее всего своеобразным изучением родительского мнения (хотя можно было, наверное, изучить его и в более “мягком” варианте). А точка зрения родителей при реструктуризации обязательно должна учитываться. Равно как и другие факторы: насколько школа загружена, как успешно обучает она своих питомцев и т. д. Перемены ради одних только перемен затеваться у нас не будут.


ПЕРЕМЕНЫ ПО-АВСТРАЛИЙСКИ

Реструктуризация школ и для нашей республики, и для России - дело относительно новое. Но эту идею за границей апробируют достаточно давно. Особенно в Австралии и Канаде - странах, имеющих огромные по площади территории с малой плотностью населения.

В Австралии школьной "перестройкой" занялись еще в начале 20 века. В малонаселенных районах страны пробовали внедрять дистанционные обучения, сельским ребятам давали уроки "кочующие" учителя. В австралийской глубинке создавались также школы одного учителя ("one + teacher school") - своеобразный аналог наших сельских "малокомплекток". Сейчас эти учебные заведения уступают место объединенным школам в городах. Именно в них продолжают учебу дети из сельской местности.

В Канаде в 40-70-х годах прошлого века было проведено укрупнение (консолидация) сельских школ. Необходимость мероприятия местные власти объясняли тем, что крупным школам проще проводить самостоятельную образовательную экономическую политику. Плюс к тому, "консолидировавшись", школы могли экономить на коммунальных и прочих коллективных затратах.

Сейчас в малонаселенных провинциях Канады существует двухступенчатая структура школ. Начальные школы (в виде маленьких "школ в одной комнате") работают в мелких населенных пунктах. Учатся в них ребята до 11-12 лет, а затем переходят в средние школы, расположенные в относительно крупных поселениях.

И еще один любопытный факт. Заграничные эксперты по образованию рассматривают реструктуризацию сети сельских школ как процесс, характерный прежде всего для высокоразвитых стран. Так что хотя бы в этом плане мы смело можем причислить себя к списку преуспевающих государств…


ВСЛЕД ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ - КАРТЫ И УЧЕБНИКИ

Программу школьной реструктуризации финансирует не только республика, идет помощь и со стороны. Как известно, 27 сельских базовых школ Чувашии включены в проект “Реформа системы образования”, поддерживаемый Международным банком реконструкции и развития. В рамках проекта в этом году школы уже получили спортинвентарь, оборудование для мастерских, компьютеры, школьные автобусы. В ноябре ожидается новое поступление - всем школам-участницам проекта достанутся комплекты учебно-методических материалов на общую сумму более полутора миллионов рублей. Помимо учебников в них войдут видеофильмы, электронные диски с учебными программами и тестами, а также наглядные пособия - карты, таблицы, диаграммы.

Подборку подготовила Е. Казнина.

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости