Единый. Главный и сложный самый

Советская Чувашия, (19:46) 01 июля 2005 г.

Отшумели выпускные балы — 15 тысяч юношей и девушек простились со школой. Позади уроки, походы, классные часы и самое главное испытание школьных лет — единый экзамен.


В этом году школяры в целом справились с ним неплохо. А сто баллов на ЕГЭ “заработал” 51 выпускник — небывалый за все годы эксперимента результат. Согласно обнародованным позавчера данным Федерального центра тестирования по числу “стобалльников” Чувашия — на втором месте в стране. Да и по общим результатам ЕГЭ наша республика входит в группу лидеров. Но не все так просто с единым государственным. Анализируя результаты экзаменов, директор центра тестирования Владимир Хлебников заметил, что в регионах “сохраняется возможность злоупотреблений в ходе сдачи ЕГЭ”, но при этом “фиксация нарушений — явление крайне редкое”. А как обстоят дела у нас?

Испокон веку повелось: власти сочиняют законы и правила, изобретательные граждане придумывают, как их обходить. Не стал исключением и появившийся несколько лет назад единый экзамен. Как только не изощрялись пытливые умы: пробовали заранее узнать задания тестов, подобрать пароль к компьютерным программам. Но слабое звено ЕГЭ оказалось совсем в другом…

“Шпаргалки” по мобильному

Эти два письма пришли в редакцию почти одновременно.

“К сожалению, в систему образования вместе с нужными реформами внедрилось и то ложное и безобразное, что подделывается под них, — пишет бывшая учительница, живущая в одном из райцентров республики. — В первый год, когда объявили ЕГЭ, многие учителя испугались. И неудивительно: их долгие годы учили бояться результатов. То аттестация, то долгожданная российская награда (иначе не дадут ветерана)… Вот и начали некоторые лихорадочно искать выход: как улучшить результаты экзамена? И нашли! Сложилась схема: записка ученика — ответ учителя — возвращение записки к хозяину. И все это через операторов, коридорных наблюдателей и родителей. Одни “окунулись” в это грязное дело с удовольствием, другие против своей воли, третьи не смогли устоять перед просьбой родителей. Можно ли тут говорить о честности, объективности оценок?! Способный ученик в вуз и без ЕГЭ поступит. А единый экзамен стал лазейкой для самых ловких и наглых.
Приведу один пример. Родители ученицы Х., идущей на золотую медаль, к ЕГЭ подготовились основательно: сняли кабинет в соседнем здании, посадили туда двух математиков, вооружились все сотовыми. О каком “золоте” знаний у выпускницы может идти речь, если 50 процентов заданий ей выполнила учительница? А девочка хвасталась перед одноклассниками, что к ней вернулись все записки…
Я и себя чувствую виноватой. И единственное, что могу сделать — сказать честно: никаких ЕГЭ не надо! Они очень унижают достоинство учителя, дергают нервы родителей и ломают сознание подрастающего поколения: ага, если можно обманом добиться желаемого, то отчего бы не вооружиться этим на всю жизнь?”


Своими грустными впечатлениями от экзаменов поделилась и выпускница из совсем другого района:

“До базовой школы мы добирались школьным автобусом, в котором родителей было больше, чем самих выпускников, — рассказывает она. — Почти у всех — сотовые телефоны. Здание школы “охраняла” милиция. На первый взгляд, все как положено. Моя аудитория была на втором этаже. Как только мы зашли, все стали звонить и сообщать номер кабинета. Чуть позже раздали задания. И опять звонки. У кого не было телефонов, передавали записки через операторов. А потом сидели и ждали ответы.
Правильные ответы можно было просто купить (1500—2000 руб.). И деньги-то небольшие, но они составляют наш семейный бюджет за месяц. И как было обидно и мне, и другим ребятам, кому финансы не позволяли сдать экзамен на “5”, у кого нет связей, кто все учил, но из-за волнения наделал на экзамене ошибок.
По-моему, для всех условия должны быть одинаковыми. А так получается — одним все, другим ничего. Сама-то идея ЕГЭ, может, и хорошая, но в России никогда на этот счет не будет справедливости”.


Письма эти не анонимные, указаны в них и конкретные адреса. Но ни фамилий, ни школ мы называть не будем. Людей подводить не хочется, да и нарушителей за руки не поймать — поезд, увы, ушел. Вопрос в другом: знает ли руководство образовательного ведомства республики о том, что творится в школах?

Экзамен для взрослых

— Да, такие сигналы поступают и к нам, — говорит заместитель министра образования Чувашии Светлана Петрова. — Идут они примерно с 2003 года, когда уже точно определилось слабое звено в системе ЕГЭ. Казалось бы, механизм был продуман четко: секретные пакеты, строгий компьютерный контроль на стадии обработки результатов экзамена. Подвели, как обычно, люди...

— Можно назвать и районы, откуда чаще всего поступают жалобы, — продолжает Светлана Владимировна. — Это — Аликовский, Батыревский, Ибресинский, Комсомольский, Яльчикский, Янтиковский. В этом году были звонки о подсказках в чебоксарских школах.

Повод насторожиться дают и сами итоги экзамена: разве может быть, что в небольшой школе результаты ЕГЭ лучше, чем в столичном лицее? Все это мы берем на заметку. И — принимаем меры. В прошлом году в ряд районов, имеющих в “активе” и жалобы, и подозрительно высокие оценки, вместо внесенных в списки учителей-наблюдателей на ЕГЭ выехали независимые эксперты из Чебоксар. О “рокировке” в райцентрах не знали — замена произошла в день экзамена. В итоге оценки по ЕГЭ в тех школах оказались гораздо ниже, но и — объективней. Такие же независимые бригады работали у нас и в нынешнем году. Результаты их работы мы сейчас обобщаем и обязательно сообщим.

Увы, как видим, нынешняя система контроля на все сто не срабатывает. К каждой школе, к каждому классу независимых инспекторов не приставить: в министерстве говорят, что на это не хватит ни людей, ни денег. А постфактум доказать нарушения в ходе экзамена почти невозможно. Кто подтвердит их — учителя, которым в районе жить? Или родители?

Итак, о махинациях на единых экзаменах знают, с ними борются, но система “шпаргалок на вынос” (удивительно схожая во всех районах!) по-прежнему живуча. Что ж остается — заявить, что ЕГЭ себя не оправдал, и вернуть все на круги своя? Однако так ли безгрешна была старая система? Вспомним прежние годы. Разве и тогда на школьных экзаменах не подсказывали “избранным”, не вытягивали тех, кто шел на медаль? И только ленивый, пожалуй, не обсуждал коррупцию в вузах, не называл примерные суммы взяток для поступления на тот или иной факультет. А не будет ЕГЭ — денежные “взносы” опять потекут к членам приемных комиссий (как это и происходит в тех вузах страны, где единый экзамен не вступил в силу).

Что касается грустных уроков для подрастающего поколения… Жаль, конечно, что порой ЕГЭ демонстрирует ребятам весомость не знаний, а нужных связей и толстого кошелька. Но не секрет —подобные уроки школяры получают гораздо раньше выпускного экзамена. Разве ж не видят они, к примеру, что многие педагоги совсем по-разному относятся к девочке Маше, дочке санитарки, и к мальчику Васе, чей папа-спонсор купил школе телевизор и видеомагнитофон. В этом-то кого винить?

Высокие чиновники, пять лет назад начинавшие эксперимент с единым экзаменом, утверждали: новшество поможет оценить знания ребят. По сути же, ЕГЭ дал оценку и порядочности взрослых, стал мерилом общего уровня нашей правовой культуры. Это ведь у законопослушных иностранцев если нельзя — так нельзя. У нас же, если нельзя, но очень хочется, то можно…



Не спеши ЕГЭ хоронить…

И все же, несмотря на огрехи, единый экзамен хоронить рано, считают в нашем педагогическом ведомстве. Минусы есть. Но плюсов — больше. И о них уже говорилось не раз. О том, к примеру, что сейчас вместо двух экзаменов выпускникам достается один, — а это ли не бережет в итоге родительские нервы и кошельки? И о новых перспективах для талантливой молодежи: за четыре года ЕГЭ число наших выпускников, поступивших в университеты Москвы, Питера, Казани, выросло почти вчетверо. Кстати, абсолютное большинство этих ребят учатся, успешно сдают сессии, подтверждая тем самым, что их былые оценки по ЕГЭ со знаниями не расходятся. И еще один момент. В начале этого года Минобразования провело опрос об отношении к ЕГЭ среди учеников выпускных классов и первокурсников местных вузов. Итог: три четверти молодых респондентов “проголосовали” за единый экзамен.

С учителями — иная ситуация. Что греха таить, повод не любить единый экзамен у них есть. Ведь на местах нередко судят так: раз у твоих учеников результаты по ЕГЭ неважные, — значит, и работаешь ты в лучшем случае на троечку. Хотя сами по себе оценки эти — не основа для поощрения или наказания педагога, а повод задуматься о том, что и как можно изменить к лучшему. Но все же пугает ЕГЭ большей частью тех учителей, кто не хочет перестраиваться на новый лад. Или — не может. Не так давно школьных педагогов, приехавших на переподготовку в республиканский институт образования, усадили решать задания ЕГЭ. И иные учителя-предметники не справились с тестами даже на “тройку”.

Ну а в борьбе с махинациями на ЕГЭ одними десантами инспекторов явно не обойтись. Уже пробовали привлечь в помощь милицию, явно нелишней будет и поддержка прокуратуры. Да и сами организаторы ЕГЭ ломают головы, как можно усилить контроль. Обсуждался, в частности, такой вариант: менять в школах не наблюдателей, а… самих учеников. Выпускников из Аликовского района отправлять, к примеру, в Янтиковский, из Батыревского — в Шемуршинский. Правда, просчитали все, прикинули по затратам — вышло пока дороговато.

Было и другое предложение: пусть те выпускники, что в вузы поступать не собираются, сдают ЕГЭ в своих районах. А остальных повезут на экзамен в столицу. В “чужом” месте да при стечении людей отработать привычную систему подсказок куда сложней, чем в родном районе. Не случайно сигналов о нарушениях на втором, вузовском этапе ЕГЭ за все годы почти и не было.

Конечно, еще вопрос — изменится ли результат от перемены мест слагаемых. Но в любом случае раз уж система образования у нас объявлена открытой, закрывать глаза на проблему нельзя. Оба пришедших к нам письма переданы на контроль министру образования. И редакция, и министерство готовы принять и другие сообщения. Желательно — не анонимные (обещаем — имя автора останется в тайне), и не те, что нацелены лишь на решение личных конфликтов. В конце концов единый экзамен нашим школьникам сдавать и в следующем году, а слабые звенья надо знать заранее.

Оценку не отменить?

Можно ли аннулировать результаты ЕГЭ в отдельно взятой школе, если во время экзамена были допущены нарушения? Как ни странно, в положении о порядке проведения ЕГЭ об этом ничего не сказано.

Впрочем, сама возможность отмены в документе предусмотрена, но — только в пользу школьника. Если, к примеру, задания тестов были некорректны или же ученик плохо почувствовал себя на экзамене, он может подать апелляцию и пересдать ЕГЭ в резервный день.

Как сообщили в Минобразования Чувашии, теоретически аннулировать результаты “нечестного” экзамена можно, но вопрос этот должен решаться лишь на уровне федерации. В нашей республике за пять лет таких прецедентов не было. Да и в целом по стране они единичны. Слишком уж хлопотен процесс, и потом можно “с водой из купели выплеснуть и младенца” — обидеть выпускников, которые ЕГЭ сдавали честно.

А столица — против?

В мае - июне этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос об отношении россиян к единому государственному экзамену.

Как выяснилось, знают о ЕГЭ три четверти россиян (77 проц.). Из них 48 проц. получили информацию о новой форме сдачи государственных экзаменов из СМИ, а 40 проц. респондентов в возрасте 18-24 лет отмечают, что им самим или членам их семей приходилось иметь дело с этой системой. Наименее известен единый экзамен в Москве и Санкт-Петербурге: здесь с ним сталкивались на практике 22 проц. респондентов,

К замене вступительных экзаменов в вузы на ЕГЭ, сдаваемый в школе, относятся скорее положительно 40 проц. опрошенных, скорее негативно – 26 проц. В Москве и Санкт-Петербурге доля противников ЕГЭ наиболее велика - около 34 проц. В других населенных пунктах отношение к новой системе более позитивно.

Наиболее важными положительными аспектами новой системы россияне считают обеспечение равных возможностей для одаренных учеников из регионов для поступления в престижные вузы страны (25 проц.), упрощение процедуры поступления в вузы в целом (21 проц.), а также уменьшение коррупции на стадии поступления в вузы (среди респондентов 18-24 лет – 27 проц.). Главные же риски при переходе к ЕГЭ, полагают опрошенные, - нивелирование индивидуальных особенностей учащихся (24 проц), формальность, поверхностность проверки знаний и усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (22 проц.).

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости