Европейский формат в генах автограда
Республика Татарстан, (11:40) 10 августа 2005 г.
Немного найдется точек на карте бывшего Советского Союза, к которым в свое время в одночасье оказалось бы приковано внимание всей страны и о которых узнали за рубежом. К сожалению, когда в начале девяностых годов прошлого века прежние народнохозяйственные связи нарушились, "витрины развитого социализма" быстро пошли трещинами... Тяжелый кризис пришлось преодолеть и городу на Нижней Каме. А чем сейчас живет автоград? С главой городской администрации Ильдаром Халиковым беседует наш корреспондент.
- Ильдар Шафкатович, вслед за Казанью, которая отмечает юбилей, и другие города республики не прочь удлинить свою историю до седой древности. Как выясняется, и Елабуге вот-вот стукнет тысяча лет. А Челнам - всего семьдесят пять. Как пел Высоцкий: "И стало мне обидно..."
- День рождения, который мы отмечаем, касается присвоения Челнам статуса города, а первое поселение возникло на его территории действительно много раньше. Предположительно, в XIII-XIV веках. Ученые продолжают исследования. Мы следим за их ходом. Хотя у челнинцев нет причин испытывать комплекс неполноценности от "недостаточной древности" любимого города. Всего тридцать-сорок лет назад он был скромным райцентром, зато теперь - второй по величине город в республике.
Виртуальный проект "КамАЗ - Набережные Челны", рожденный в свое время в правительственных коридорах СССР и Татарстана, нашел свое реальное воплощение. Завод и город построили молодые люди, причем не просто молодые, а наиболее талантливые, с огромной внутренней энергией, приехавшие сюда со всех концов огромной страны. Это обстоятельство приобрело решающее значение после краха административно-командной системы, когда
КамАЗ остановился. То был тяжелый, но важный для города период. В условиях зарождающегося рынка высокое качество "генофонда" автозаводцев оказалось как нельзя кстати. Они получили новые возможности для самореализации. Не только КамАЗ сохранили, но и вне его стали пионерами структурных преобразований экономики города. Многие предприятия с годовым оборотом, превышающим сегодня миллиард рублей, были созданы именно тогда. И большинство их возглавляют бывшие камазовцы. Компании "ТрансТехСервис", "Сапсан", "РИАТ", производственное объединение "Начало", корпорация "Расстал" - лидеры российской экономики в своих областях бизнеса. К примеру, Набережные Челны с некоторых пор располагают мощностями по производству алюминиевого профиля, пожалуй, самыми крупными в России.
- Да, но этот факт как раз дает основание некоторым директорам успешных предприятий оспаривать справедливость формулы, снова взятой в Челнах на вооружение: "КамАЗ - это город, город - это КамАЗ!"
- Доля малого и среднего бизнеса в доходной части местного бюджета по итогам 2004 года превысила у нас 13 процентов. Этот бизнес превратился во второго после КамАЗа налогоплательщика в городе. Но было бы неразумно, признавая заслуги всех субъектов экономики, противопоставлять их градообразующему предприятию. Особая роль КамАЗа будет сохраняться. От него зависят не только прямые поступления в бюджет, динамика развития малого бизнеса, находящегося с ним в кооперации, но и деловая активность в сферах торговли и сервиса.
Передо мной - итоги социально-экономического развития города за первую половину 2005 года. Оборот розничной торговли за январь - июнь в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13,1 процента, объем платных услуг населению - на 4,2 процента. Неплохие показатели. А какими бы они были, возникни на КамАЗе проблемы с зарплатой? Ведь с автогигантом так или иначе связан каждый третий челнинец.
Среднемесячная зарплата по городу достигла почти 7 тысяч рублей. Ее рост - на 22,8 процента - значительно перекрыл уровень инфляции. Рост реальных доходов населения расширяет круг пользователей ипотечными кредитами. При поддержке Государственного жилищного фонда при Президенте РТ по программе социальной ипотеки в прошлом году в Набережных Челнах было реализовано свыше тысячи квартир. В 2005 году новоселье справят более 1300 семей. А всего будет построено сто пятьдесят тысяч квадратных метров жилья - в полтора раза больше, чем в прошлом году. При этом обеспеченность жилплощадью возрастет лишь с 17,4 до 17,7 квадратного метра на одного челнинца. Что нас, конечно, не устраивает. Со временем Челны будут строить по 250 тысяч квадратных метров жилья в год.
Набирает обороты реформа ЖКХ. Сегодня управление жилищным фондом и его обслуживание на сто процентов осуществляют предприятия частного и корпоративного бизнеса. Экономический эффект от внедрения рыночных механизмов в отрасли составил около 80 миллионов рублей в год. Количество обращений и жалоб населения снизилось в два раза. Это подтверждают и данные социологических опросов. Если в начале 2003 года качеством жилищно-коммунальных услуг были удовлетворены 25-30 процентов челнинцев, то на 1 июня текущего года - 75-80 процентов жителей. В четыре раза возросли темпы ремонта подъездов и кровли домов. С уходом государства из сферы ЖКХ местное самоуправление не утратило регулирующих функций. В городе создана первая в республике интегрированная служба контроля качества жилищно-коммунальных услуг.
- А как проявляют себя рыночные механизмы в промышленности?
- В минувшем году на КамАЗ пришлось 77 процентов промышленной продукции, произведенной в городе. Но это не значит, что мы не должны привлекать инвесторов в другие отрасли экономики, прежде всего в традиционные для Челнов: строительство и стройиндустрию, пищевую промышленность и переработку сельхозпродукции. Продолжает демонстрировать высочайшие темпы роста объемов производства ОАО "Челны-холод" (на 40-50 процентов ежегодно), в современную кондитерскую фабрику превратилось ОАО "Челны-хлеб", как всегда стабильно работает "Народное предприятие "Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат".
- То есть вы допускаете, что в перспективе удельный вес КамАЗа в растущей экономике города может уменьшиться?
- Не только допускаю, но и вижу свою задачу в создании условий для развития производств, с ним не связанных, чтобы челнинская экономика приобретала большую устойчивость. Переход завода микролитражных автомобилей в руки холдинга "Северсталь-авто" - знаковое в этом отношении событие. Появился инвестор, который, вложив деньги в покупку предприятия, готов серьезно потратиться на его переоснащение современным оборудованием. Хотя новый собственник не планирует при реализации совместного с южнокорейской автомобильной компанией проекта получать высокую добавленную стоимость, то есть прямые поступления от предприятия в бюджет города сильно не возрастут, зато организация сборочного производства джипов "Рекстон" повлечет за собой дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры.
- Как бы вы охарактеризовали инвестиционный климат в городе?
- Его определяет экономическая ситуация на КамАЗе, а она стабильна. Кто-то, возможно, поморщится: опять сел на любимого конька - КамАЗ, КамАЗ... Однако маркетологи и аналитики инвестиционных компаний в первую очередь изучают состояние этого предприятия, когда решают вопрос: вкладывать деньги в развитие города или нет?
Второе, что привлекает капитал, - отношение власти к бизнесу, понятные и прозрачные условия работы. До конца года будет принят новый генеральный план города. Недавно утвержден проект застройки его центра. Он будет находиться там, где и был задуман несколько десятилетий назад академиком архитектуры Борисом Рубаненко, - на территории 15,19 и 21 комплексов. Все эти годы тридцать гектаров пустыря здесь зарастали бурьяном, отнюдь не украшая Челны. Хотя в чем-то нам и повезло. Теперь есть возможность сформировать центральное ядро автограда, исходя из современных требований архитектуры и дизайна. Оно будет включать
в себя зеленую пешеходную улицу, зону детского отдыха, соборную мечеть, различные предприятия торговли и сервиса, жилой массив. Мы потратили много времени, рассматривая разные варианты проекта центра. Сейчас эта работа, проходившая гласно, с участием общественности, завершена. И уже ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.
В нынешнем году на строительство городских объектов удалось привлечь около 100 миллионов долларов инвестиций. Это серьезные деньги. Но городская администрация не пренебрегает и частной инициативой намного более скромного масштаба.
В общественном сознании (не без помощи СМИ) сложился стойкий стереотип: предпринимателям больше всего досаждает волокита чиновников при регистрации их бизнеса, при выделении помещений, получении кредитов. Это если и справедливо, то лишь отчасти. Мы живем уже в другое время. Регистрация предприятий по системе "одного окна" сделала неактуальной проблему их быстрого юридического оформления. Банки охотно финансируют коммерческие проекты при наличии бизнес-плана с конкретными сроками окупаемости заемных средств и надежным их обеспечением. Конечно, бесплатно и без залога кредит никто не даст. Не исключено, банки излишне осторожничают, выбирая клиентов. Во многих из них лимит кредитов, предназначенных для развития малого и среднего бизнеса, не выбирается. Однако это уже вопрос к акционерам и менеджерам банков. Только рынок может дать им "указание" снизить процентные ставки и либерализовать условия предоставления ссуд предпринимателям, как это произошло в случае с потребительскими кредитами.
В городе ощущается дефицит помещений для размещения бизнеса. Отсюда дикие цены. В одном торговом центре с арендаторов берут 1500 рублей за квадратный метр площади в месяц. Конечно, это ненормально. Но городские власти давно уже не являются игроком на рынке недвижимости. В муниципальной собственности нет объектов недвижимости, которые можно было бы предложить начинающим предпринимателям. Для удовлетворения спроса на торговые площади мы пригласили внешних инвесторов. И сейчас в городе идет строительство трех крупнейших торгово-развлекательных центров суммарной площадью свыше 100 тысяч квадратных метров.
- После чего в ваш адрес посыпались критические стрелы: мол, скоро не продохнуть будет в городе от магазинов. К тому же к нам пустили международные торговые сети, что грозит разорением местным негоциантам...
- Во-первых, строящиеся мегакомплексы многофункциональны. Например, проект компании "Торговый квартал", финансируемый Внешторгбанком РФ, кроме супермаркета "Рамстор", включает пятизальный кинотеатр, сеть ресторанов, детский досуговый модуль. Во-вторых, если на одну чашу весов положить интересы, условно говоря, двадцати местных бизнесменов, а на другую - полумиллионного населения города, которое получает доступ к более качественным и дешевым товарам широкого ассортимента, то перевесит, у меня нет сомнений, вторая.
И, наконец, предприниматели тоже не останутся внакладе. При насыщении рынка торговыми площадями стоимость аренды снизится. Когда она опустится до 300 рублей за квадратный метр, это и будет сигналом: в городе хорошие условия для развития малого бизнеса. К ним, безусловно, относится и перевод офисов из жилых домов и общежитий в комфортные помещения. Поэтому мы стимулируем строительство деловых центров, один из которых поднимается как раз напротив здания городской администрации. А после учреждения индустриального парка "Мастер" на базе завода по ремонту двигателей КамАЗа практически решена проблема аренды производственных площадей. Сегодня ни у кого не повернется язык сравнить КамАЗ с собакой на сене: сам не использует свободные площади и других к ним не подпускает. Он сознательно пошел на "выращивание" цивилизованных конкурентов, оказывая предпринимателям техническую поддержку и гарантируя закупку освоенных ими комплектующих изделий для автомобиля в объеме до сорока процентов своих потребностей.
- Ильдар Шафкатович, прошло два года после сессии горсовета, на которой Президент Минтимер Шаймиев представил вас в должности главы города. В своей "инаугурационной" речи вы сказали, что видите Челны городом европейского формата. Эта фраза до сих пор часто цитируется прессой и не только ею, став, по сути, слоганом. Как происходит его наполнение конкретным содержанием?
- Очевидно, мое внутреннее восприятие Челнов совпало с представлениями о них большинства жителей. Иначе трудно объяснить резонанс, который имела эта фраза в городе.
С самого начала строительства КамАЗа челнинцам был чужд провинциализм. Камский автозавод входил в число немногих предприятий СССР, где руководствовались принципом закупать только лучшие в мире оборудование и технологии. Новаторские архитектурные приемы использовались и при проектировании города. Конечно, период экономического кризиса отрицательно отразился на развитии городской инфраструктуры. Не хватает многого, что положено иметь городу с полумиллионным населением. Но мы отстали небезнадежно.
- Это подтверждает "культурная революция" 2005 года: в городе открылся зал органной музыки, завершена реконструкция Татарского государственного драматического театра, обрел крышу над головой русский драматический театр "Мастеровые"...
- Сами по себе здания мало что значат. Надо наполнить их духовным содержанием, превратить в храмы высокого искусства, оставляющие в душах людей след.
Есть уверенность, что это не последние объекты культуры, возведенные в Челнах. Прибавится и спортивных сооружений. Сейчас завершаем строительство ледового дворца. Можно сожалеть, что второй по величине город в республике обзавелся им с большим опозданием. Особенно, если учесть популярность среди подростков и школьников хоккея с шайбой. Прошлой зимой было организовано восемь турниров по этому виду спорта, из них два - частными компаниями. Сыграно в общей сложности свыше тысячи матчей.
Европейский формат предполагает и дальнейшее укрепление материальной базы государственных учреждений. Они должны находиться в удобных для населения местах, иметь просторные светлые холлы, чтобы в них работали служащие, с уважением относящиеся к людям. То, что это не прожектерство, доказывает открывшийся на днях благодаря поддержке Правительства республики филиал центра материальной помощи (компенсационных выплат) управления социальной защиты (параллельно с ним разместились отдел управления Пенсионного фонда и городское общество инвалидов).
- С первых же шагов в должности главы города вы ведете себя как публичный политик. Стараетесь принимать участие во всех городских мероприятиях и общественных акциях, не сторонитесь людей, в том числе прессы. Похоже, реноме только "крепкого хозяйственника" вас не прельщает. Такая линия поведения идет от ума, то есть понимания, что современный руководитель не может действовать иначе, или - от сердца? И вам самому доставляет удовольствие находиться в обстановке постоянного контакта с общественностью?
- Не могу согласиться с тем, что руководителю органа исполнительной власти не нужна деловая хватка. Зачем браться за проекты, от которых не будет практической пользы людям? Времени и без того не хватает. Работа главы города - это не та работа, на которой можно дотянуть до пенсии. Она продолжается три-четыре года, ну пять лет. И за этот короткий срок надо успеть оставить после себя доброе имя.
Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ.
Последние статьи
Блокировка Viber в России: что стоит за решением Роскомнадзора?
Роскомнадзор заблокировал мессенджер Viber в России, ссылаясь на его использование в террористических и экстремистских целях, а также для вербовки граждан и торговли наркотиками. Это решение вызвало широкий резонанс среди пользователей, так как Viber остается одним из самых популярных мессенджеров в стране. Блокировка ставит перед пользователями вопрос о поиске альтернатив и возможных способах обхода ограничений.
В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России выбрали лучшие автомобили года
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
XCite представил кроссовер X-Cross 8
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Плохой сон в 40 лет ускоряет старение мозга
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
В России запустили производство базовых станций 4G и 5G связи
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
4 человека пострадали в результате аварии вертолета в Нижегородской области
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Возвращение Штирлица: в России снимут новый сериал по романам Юлиана Семенова о Максиме Исаеве
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
Трагедия в Грозном: Четыре человека погибли при взрыве на автозаправочной станции
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Инвестор планирует вложить 500 миллионов рублей в обновление молочного завода в Нижнем Новгороде
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.