Не предполагала, что эти вроде бы привычные ситуации могут серьезно обсуждаться на международном уровне. Правда, не только эти. Мы забываем о роли мужчины как отца – само государство поддерживает стереотипное представление о главенствующей роли женщины в воспитании детей, хотя Конституция гласит, что забота о детях и их воспитание – равное право и обязанность родителей, защищает как материнство, так и отцовство. СМИ и реклама представляют стереотипный и сексистский образ женщины. Некоторые ушлые рекламщики говорят, что с помощью образа обнаженной женщины можно продать все…
Об этом и о многом другом шла речь на семинаре-тренинге «Влияние гендерных стереотипов в СМИ и рекламе на ситуацию с соблюдением прав мужчин и женщин в России». Когда собиралась на семинар по приглашению Самарского гендерного центра (он организован при поддержке Канадского фонда гендерного равенства), меня терзали сомнения: «А не будут ли нас «записывать» в феминистки?» Волновалась напрасно: речь шла не только о дискриминации женщин, да и позиция сотрудников центра далека от феминизма. Организаторы не столь радикальны в своих суждениях, как, например, американские защитницы женских прав. О чем думаем на работе?
Детям нравится реклама. Да и взрослые запоминают слоганы из роликов. Наверное, многие обратили внимание на рекламу ополаскивателя «Ленор», хотя в телеэфире она побыла недолго – Антимонопольный комитет снял ее с эфира. Комитет посчитал, что образ, созданный рекламным роликом, дискредитирует женщин, сеет сомнение в их деловых качествах. «О чем же думает женщина на работе?» На этот вопрос был дан ответ: «О семье, о стирке, об отдыхе, но не о должностных обязанностях». В Воронеже по решению властей и по просьбам женщин сняли рекламную растяжку с изображением девушки в фривольной позе и с надписью «Дам всем!». Подразумевалось, что предоставляется кредит всем, а получилось двусмысленно. Вполне по-российски. Кстати, авторы той же рекламы «Ленор» признавались, что в любой другой европейской стране не приняли бы этот ролик на телеканалах.
За примерами далеко и не надо ходить. На одной из наших радиостанций больше месяца звучал зазывный женский голос: «Мужчины, не толпитесь! Дам всем!» Мне лично это резало слух. Интересно, наши комитетчики обратили внимание на такую рекламу? Для сведения: в Федеральном законе «О рекламе» запрещается «неэтичная» реклама, то есть реклама, которая «содержит… информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления… образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц». Как заметил директор Центра гендерных исследований Санкт-Петербурга, общество совершенно не замечает, каким унижениям подвергаются женщины не только в рекламе, прессе или на ТВ, но и в культуре – в сказках, шутках, пословицах… У нас нет так называемой гендерной чувствительности. Между тем именно гендерные стереотипы служат как бы лакмусовой бумажкой в определении неблагополучных сфер жизни. Спутница планеты «мужчина»
Исследовательский центр ROMIR Monitoring попытался выяснить, какой должна быть современная россиянка. В опросе участвовали и мужчины, и женщины. Подавляющее большинство считает, что главное предназначение женщины – материнство (37 проц.). Образ матери выглядит привлекательнее образа бизнес-леди, подруги жизни и даже вечной домохозяйки. 25 процентов ответили, что женщина должна быть спутницей жизни. Эти респонденты проживают в городах-миллионниках, где крепкое женское плечо необходимо как в ресторане, так и в быту. Сами прекрасные дамы мало разделяют такую точку зрения: быть в первую очередь «спутницами» при планете «мужчина» согласились только 17 процентов россиянок в возрасте от 25 до 34 лет. Эмансипация сделала свое дело – традиционному материнству и позиции спутницы лишь немного уступил образ деловой и независимой женщины (22 проц.) – правда, в основном по мнению самих дам. Образ женщины – хранительницы очага не снискал популярности (11 проц.). Причем за него высказались в основном сельские жители. Видимо, образ домохозяйки в городе не слишком привлекателен. А на периферии не хватает работы – вот и приходится больше заниматься домом, чем вглядываться в курсы валют и котировки акций.
Любопытный расклад. Все остальные точки зрения перекрывает материнство. Тогда почему же в России с каждым годом растет демографическая яма, и на общем фоне беби-бум отмечается только в столице? Ключом решения многих социальных проблем в России видят установление равенства между полами – преодоление гендерных стереотипов. Дисбаланс в публичной сфере уходит корнями в частную сферу, в семейную жизнь и в область интимных отношений. В семье стереотипы очень устойчивы. Девочки налево, мальчики направо…
Стереотипы насаждаются с детства. Недавно мне в руки попала методичка для учителя с примерными текстами лекций для младшеклассников. Представляю, как мальчики сидят и слушают: «Вы – будущие мужчины, на ваших плечах благополучие семьи, будущее Родины…» Серьезно и грозно. А вот цитата из лекции для девочек: «Чтобы ваши волосы были здоровыми и шелковистыми, правильно выберите шампунь, кушайте больше фруктов и овощей…» Чувствуете разницу?
Еще в детских садах мальчикам и девочкам даем в руки разные игрушки. В литературе женщины намного чаще упоминаются в связи с семейной сферой, а мужские примеры обычно связаны с публичной деятельностью и активным отдыхом вне дома. Отцы редко пользуются положениями закона, разрешающими брать отпуск по уходу за ребенком не только матерям, но и другим членам семьи… Бумага терпит
Четыре года назад на канале «Культура» вышла в эфир передача «Шедевр может создать только мужчина». Государственный чиновник высокого ранга фактически поддержал идею дискриминации по признаку пола – ведущим телепередачи был министр культуры РФ. СМИ играют большую роль в закреплении гендерных стереотипов. Ладно, к анекдотам относимся снисходительно. Но как спокойно читать заголовки в газетах, где используется уничижительная лексика, например, «бабы», «телки»… В тоже время новую профессию придумали – «работницы сферы коммерческого секса». По результатам анализа национальных газет в прессе доминируют два образа женщины: сексуальный объект и «счастливая домохозяйка». Если женщина-политик дает интервью, то ей обязательно во всем материале приходится отдуваться за то, что она, женщина, влезла в политику.
Братья по перу часто выбирают ироничный тон. В одной из газет статья о местной общественной организации, проводившей кампанию по привлечению внимания к проблеме насилия в отношении женщин, была названа «Разгневанные амазонки». Знай свое место
В одно время в чебоксарских маршрутках напротив мест рядом с шофером красовались наклейки «90-60-90». Хорошо, что у нас не доходило до крайностей. В Самаре водители на полном серьезе не разрешали женщинам с неподходящими габаритами садиться вперед. По словам доцента Самарского госуниверситета Натальи Соколовой, она сама не раз сталкивалась с такими принципиальными любителями женской красоты. В их городе надпись на наклейке была круче: «Места только для красивых молодых девушек»…
Кто придумал эти злополучные «90-60-90»? Мужчины. Кто называет женщину за рулем макакой с гранатой? И т.д. и т.п. Ответ, думаю, ясен.