Россия сделала Запад в рекламе
Лига-пресс, (13:33) 08 февраля 2007 г.
Рынок рекламы в прошлом году вырос на 29 процентов, достигнув почти $6,5 млрд.
Темпы роста российского рынка намного превышают западные показатели. При этом наблюдается рост во всех сегментах отрасли. Наибольшие темпы отмечены в интернете.
По прогнозам, в нынешнем году цены на рекламу вырастут.
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) обнародовала собственную оценку общего объёма рекламы в прошлом году. По подсчёту ассоциации, объём российского рекламного рынка в прошлом году составил $6,49 млрд., что на 29 процентов больше, чем в позапрошлом. В оценку ассоциации входит реклама на телевидении, радио, в печатных СМИ и интернете.
Как водится, сегмент телевизионной рекламы, оценённый АКАР в $3,16 млрд., занимает большую часть рекламного рынка России.
По словам директора по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергея Веселова, это отнюдь не субъективная особенность российских реалий, а общемировая тенденция: во многих странах доля телерекламы составляет 50-60 процентов рекламного рынка в целом.
Понятно и то, какие каналы в первую очередь «освоили» эти деньги. Президент «Трансконтинентальной МедиаКомпании» (ТМК) Александр Митрошенков отметил, что в прошлом году как обычно тройку лидеров по рекламным размещениям составили «Первый», «Россия» и НТВ. Вслед за ними идёт СТС, чьё IPO стало, по мнению эксперта, одним из самых знаковых событий на медийном рынке прошлого года. Митрошенков отметил также нарастающий успех ТВ3 и канала НТВ+, который обзавёлся в прошлом году более чем 30 новыми каналами, что свидетельствует о появлении реальных рекламных бюджетов в сегменте цифрового телевидения.
«Наступает эра цифрового телевидения, буквально через 5 лет мы будем жить в другой стране, где у каждого будет доступ к 100 каналам телевидения»,– говорит эксперт.
Эксперты ожидали, что в связи с принятием в прошлом году нового закона о рекламе, который заметно ограничил возможности рекламодателей в телевизионном эфире, многие компании перейдут на нетрадиционные средства продвижения своей продукции. Но этого не произошло, по большей части рекламодатели остались на занимаемых позициях и не меняли традиционных предпочтений, рекламируя свои продукты по привычным схемам.
При этом цена на рекламу в прошлом году выросла на треть пропорционально спросу.
Причина удорожания в том, что предложение сократилось на 12 процентов опять-таки из-за ограничений, принятых в законе о рекламе. Это, по мнению экспертов совета АКАР, позволяет говорить о неминуемом увеличении цены на телерекламу и в нынешнем году.
«- Закон о рекламе повлиял также на увеличение спонсорских бюджетов на телевидении – на 40-50 процентов в прошлом году, то же произошло с сегментом product placement (интегрирование рекламы товаров и услуг в фильмы и сериалы), который показал примерно такие же показатели роста в прошлом году», – отмечает Митрошенков. При этом эксперт отметил появление весьма опасной тенденции: «- Радикальное сокращение телеэфира может пагубно сказаться на национальных производителях, так как рекламные бюджеты отечественных компаний не соотносимы с бюджетами транснациональных корпораций, которые постепенно полностью вытеснят российских конкурентов с телеэфира».
На рекламу в печатных СМИ новый закон повлиял гораздо меньше. При этом Евгений Абов, заместитель гендиректора «Проф-Медиа», рассказал, что темпы развития такой рекламы удивили самих экспертов – этот сегмент вырос в прошлом году по сравнению с позапрошлым годом на 18 процентов и составил $1,64 млрд. По словам Абова, главный сюрприз преподнесли газеты: рост сегмента в целом составил 19 процентов, а в крупных городах – порядка 24.
Рост обеспечивала реклама алкогольных и лекарственных производителей, а также финансовых и транспортных услуг.
Причины такого активного роста в сегменте заключаются не только в том, что газеты в целом становятся более профессиональными, но и в том, что рекламодатели постепенно отходят от ковровых «бомбардировок» на телевидении и предпочитают более сегментированную аудиторию газет, которая вместе с рекламой на ТВ даёт больший эффект, поясняет этот тренд Абов.
Рекламные печатные издания также показали высокие темпы роста – 13 процентов в прошлом году, в основном за счёт регионов. Этот сегмент достиг цифры в $590 млн.
Но есть в разделе печатных СМИ и аутсайдеры – журнальный сегмент, по словам Абова, сейчас стагнирует и его объём равен $705 млн.
Тем временем, стремительный рост рекламного рынка в сегменте наружной рекламы вывел Россию на третье место в мире по темпам роста после Великобритании и США, о чём сообщил генеральный директор «ЭСПАР-аналитика» Андрей Берёзкин. Объём этого рынка в прошлом году составил $1,18 млрд., а его рост – на треть. Тенденции в этой рекламной сфере напоминают ситуацию, которая сложилась на телевидении: в прошлом году произошло снижение числа рекламных поверхностей на 10 процентов (так в прошлом году количество рекламных конструкций на Садовом кольце уменьшилось вдвое), при этом спрос на наружную рекламу сильно вырос, за счёт чего выросла и стоимость размещения рекламы на наружных носителях. Основные рекламодатели в этой сфере – это розничные сети, телекоммуникационные компании, представители туристического бизнеса, недвижимости, сферы развлечений и производители бытовой техники.
На этом рынке за год произошли наиболее сильные изменения и в списке игроков. По словам Берёзкина, если до прошлого года в сегменте был единственный лидер по размещению наружной рекламы – News Outdoor, то в прошлом году к нему постепенно приближался другой оператор рынка – Gallery Group. По мнению Берёзкина, в этом сегменте наибольшую опасность в будущем представляет сокращение размещения наружной рекламы от отечественных компаний – примерно так же, как и на телевидении.
Консолидация операторов рынка «наружки», из-за которой происходит вымывание мелких и средних игроков, может привести к такому результату, считает эксперт.
Помимо прочего АКАР впервые сделала попытку оценить так называемую indoor-рекламу – реклама в кинотеатрах, торговых центрах, аэропортах и вокзалах, по мнению экспертов ассоциации, будет развиваться в будущем очень быстрыми темпами за счёт роста сетевой торговли и увеличения пассажирских перевозок. По оценкам ассоциации, этот сегмент рекламного рынка составил в прошлом году порядка $50-60 млн.
Обсчитали специалисты АКАР и достаточно новые для российского рынка рекламные инструменты. Рекламные бюджеты в BTL АКАР считает уже второй год подряд, на этот раз совместно с Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ). По данным двух ассоциаций, рынок BTL составил в прошлом году $1,65 млрд. и вырос на 22 процента.
Несмотря на заметный рост, BTL по-прежнему остаётся нетрадиционным способом размещения рекламы в России: этот сегмент занимает лишь 20 процентов рынка рекламных бюджетов компаний, в отличие от Запада, где этот процент доходит до 60.
По словам Ирины Васениной, президента РАМУ, наибольшую активность в BTL-рекламе в прошлом году показали, как и ожидалось, табачные и пивные компании, мобильные операторы и парфюмерные компании. Однако производители крепкого алкоголя снизили свою активность из-за проблем с дистрибуцией в прошлом году.
При этом генеральный директор «Витрины А» Вадим Куликов добавил, что оценка АКАР рынка BTL-рекламы не совсем адекватна реальной ситуации, поскольку этот сегмент до сих пор не обладает достаточной прозрачностью. «- В основе нашего подсчёта лежит информация 25-30 ключевых рекламодателей из ключевых индустрий. Заявленные рекламные бюджеты этих компаний мы умножили на 2 и получили приблизительную оценку рынка», – уточнил Куликов.
Оценить точно перспективы рекламного рынка сейчас никто не берется. Так или иначе, по мнению АКАР все вышеназванные сегменты в ближайшие годы будут расти ощутимыми темпами, не в пример сформировавшемуся западному рынку, где процент роста ограничивается 5-10 в год. Однако точную цифру назвать трудно. Дело в том, что рынку рекламы в России всего около 15 лет и по предсказанию экспертов в течение ближайших 5 лет он будет заметно расти. Затем он стабилизируется и позволит делать точные прогнозы на будущее.
Статьи по теме:
Рекламе обрубили 15 процентов
Депутаты приняли новую редакцию закона о рекламе.
Реклама убьёт независимое телевидение
Принятие нового закона о рекламе, отложенное на послезавтра, ударит по независимым телекомпаниям и остановит развитие негосударственного телевидения.
Последние статьи
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.