В ближайшее время кондукторы, обслуживающие пассажиров на городском общественном транспорте, уйдут в историю, а зайцам-безбилетникам поставят надежный заслон в виде турникетов. В Ярославле должна быть внедрена комплексная автоматизированная система контроля оплаты проезда на городском транспорте. Бумажные проездные билеты заменят пластиковыми картами, которые, чтобы открыть турникет на входе в автобус, троллейбус или трамвай, нужно приложить к специальному считывающему устройству. Депутаты муниципалитета, собравшиеся 17 августа на выездное заседание рабочей группы, первыми опробовали это новшество.
В мэрии подготовлена ведомственная целевая программа «Внедрение комплексной системы контроля и оплаты проезда, анализа пассажиропотока и развитие радионавигационной системы диспетчерского управления пассажирским транспортом в городе Ярославле». В конце августа ее вынесут на рассмотрение депутатов муниципалитета. Мероприятия, которые включены в программу, будут реализоваться в два этапа. На первом этапе, в III - IV квартале 2006 года, планируется внедрение комплексной автоматизированной системы контроля оплаты проезда на городском электрическом пассажирском транспорте - трамваях и троллейбусах. Так что билеты, а точнее пластиковые карты, придется предъявлять «электронным кондукторам». В автобусах турникетов пока не будет, на первом этапе, чтобы реализовать механизм безналичной оплаты проезда, кондукторов оснастят специальным автономным контроллером, к которому можно будет приложить проездную карту для считывания необходимой информации. На втором этапе, в 2007 году и I квартале 2008 года, автоматизированная система будет внедрена и на государственных автобусах за исключением маршрутных такси.
Общий объем финансирования мероприятий целевой программы - 367 миллионов рублей, в том числе 30 миллионов рублей - за счет средств городского бюджета, 337 миллионов - за счет увеличения доходов от оплаты за проезд в результате внедрения системы. Оснащение одного автобуса автоматизированной системой обойдется в 450 тысяч рублей. Мэрия уже проплатила аванс разработчикам данной программы. По прогнозам сотрудников мэрии, срок окупаемости проекта составит три с половиной - четыре года.
Сегодня предприятия городского пассажирского транспорта испытывают серьезные проблемы с организацией сбора проездной платы. Безбилетный проезд, сокрытие выручки контролерами и водителями, недоучтенный расход топлива, продажа поддельных проездных билетов - все это имеет место быть, в результате чего транспортные предприятия недополучают значительные суммы, размер которых исчисляется миллионами рублей. Крепкий и надежный заслон всем этим негативным факторам и призвана поставить комплексная автоматизированная система. Финансовая прозрачность работы пассажирского транспорта, безналичная оплата проезда, учет пассажиров различных категорий, контроль водителей в режиме реального времени, экономия зарплаты, которую не надо платить «электронным контролерам», - таковы преимущества новой автоматизированной системы.
Ярославцы, приобретая электронный проездной билет, смогут сами определить нужное количество поездок. Например, в настоящее время проездной билет рабочего дня на один вид транспорта стоит 320 рублей, на три вида транспорта - 640 рублей. Для тех, кто купит электронный проездной билет от 40 и более поездок, стоимость одной поездки будет снижена на 12,5 процента. Пластиковая карта на 40 поездок (в среднем 20 рабочих дней) обойдется в 280 рублей, на 80 поездок - 560 рублей в месяц. Школьники и студенты получат 50-процентную скидку на каждую поездку.