– Предельный срок их эксплуатации 25 лет, после чего лифт требует замены или, в крайнем случае, капитального ремонта, - объясняет директор ООО «Лифтсервис» Александр Романов. В конце прошлого года здесь подвели неутешительные итоги: в Калининском районе нужно обновить 106 лифтов, в Ленинском – 26, в Московском – 33.
Как ни удивительно, некоторые горожане старательно приближают «пенсионный» возраст очень необходимых кабин. «Хозяйственные» чебоксарцы воруют все, начиная с вызывных панелей и заканчивая кабелями связи, забираются за «товаром» даже в шахту. Так, в конце декабря прошлого года исчезла тормозная катушка с лифта одного из подъездов по улице Ахазова, 1. «Хорошо, что они имелись в запасе, иначе в новогодние праздники жильцам пришлось бы подниматься на свои этажи пешком», – рассказывает Александр Васильевич. По его словам, убытки от воровства порой превышают «зарплату» самого лифта, а это 800-900 рублей в месяц – имеется в виду общая сумма, которую платят жильцы многоэтажного подъезда за его пользование.
Вносят свою «лепту» и малолетние хулиганы – исписывают стены кабин нехорошими словами, портят обшивку, поджигают кнопки вызова. «Хорошо, что современные лифты отделывают огнеупорными материалами, иначе пожаров в подъездах не избежать», – говорит Александр Романов.
Но и добропорядочные жильцы, не задумываясь о последствиях, заставляют работать лифты на износ. Набиваются в кабину по десять человек, а он рассчитан лишь на четверых. А уж про тяжести и говорить лишний раз не надо. Разная мебель, строительные материалы – чего только не поднимают на верхние этажи в неприспособленной для этого кабине. «Не стоит забывать и о мерах личной безопасности, – напоминает Александр Васильевич. – Конечно, все лифтовые кабины оборудованы соответствующими системами безопасности, но, как говорится, береженого бог бережет. Наверняка многие помнят прошлогоднюю трагедию, которая случилась в городе Омске. Пожилая женщина стала выкатывать коляску из лифта, но в этот момент двери стали закрываться и он тронулся вниз. Помочь восьмимесячному малышу, к сожалению, было уже нельзя. А сколько было предупреждений, что малолетние дети должны обязательно находиться на руках у взрослых!»
Еще одна проблема, о которой рассказывают работники ООО «Лифтсервис» и с которой сталкивались наверняка все горожане - это неполная диспетчеризация передвижных устройств. Проще говоря, часть кабин имеет непосредственную связь с аварийной службой (едва движение кабины остановится, как тут же подается сигнал на монитор, установленный в лифтерской комнате), а другая часть лишена этой привилегии. Так что тем горожанам, которые застревают в лифте, приходится самим взывать о помощи и ждать, пока на крики обратят внимание сердобольные соседи. К сожалению, решить вопрос не так-то просто, все упирается в финансирование.
В прошлом году депутаты городского Собрания утвердили программу «Лифты», которая должна поддержать лифтовое хозяйство столицы. Во многом благодаря этому документу были установлены 6 новых подъемных устройств, в частности, по Эгерскому бульвару, 3. В этом году уже стоят в очереди на обновление пять кабин. Кстати, установка и демонтаж одной кабины обходятся бюджету почти в миллион рублей.