Согласно разработанным концепциям Чебоксары и Новочебоксарск должны были развиваться и застраиваться навстречу друг другу. Соответственно, проектировалось и транспортное сообщение – между населенными пунктами планировалось пустить троллейбусы. Воплощению этой идеи мешали лишь высоковольтные линии электропередач, что проходят прямо у въезда в город-спутник. «Препятствие можно было преодолеть двумя способами, – рассказывает один из сторонников объединения директор МУП троллейбусного транспорта Новочебоксарска В. Петров. – Либо поднять ЛЭП с помощью дополнительных опор, либо углубить дорожное полотно на 2,5 метра. Однако как раз на этом месте построили развязку федеральной трассы М-7, которую ни при каких обстоятельствах перестраивать не будут. Поэтому если вопрос о транспортном сообщении всплывет снова, то придется устанавливать высокие опоры».
В остальном в Новочебоксарске все было готово. Даже нумерацию троллейбусных маршрутов начали с 51-го, чтобы в будущем не дублировать столичные номера и оставить еще резерв для Чебоксар. Но проект «заморозили».
Два города стали развиваться самостоятельно. Столица теперь все активнее застраивается в сторону запада. Навстречу своему спутнику мешает продвигаться пихтулинская свалка, которая раскинута на несколько десятков гектаров. Кроме того, восточная сторона Чебоксар – сплошь промышленный район, и он вряд ли будет прирастать жилыми домами.
По словам начальника управления градостроительства, архитектуры и строительства Минстроя республики Г. Димитровой, о проекте слияния двух городов перестали размышлять уже в начале 90-х годов. В 1985 году был утвержден Генеральный план Чебоксар, где в основу была положена концепция объединения двух городов. В связи с этим предполагалось построить магистраль непрерывного движения между этими населенными пунктами – причем большая ее часть должна была проходить в тоннеле. Однако позже стало понятно, что мечты не осуществятся.
В новом Генеральном плане нашей столицы от 2004 года дается некоторый анализ проектов советских времен. Главный итог – территориального объединения не произошло. И в ближайшие двадцать лет слияния не случится, потому что в новом документе развития Чебоксар это не прописано. Города и впредь будут развиваться самостоятельно. Это уже два отдельных муниципальных образования.
«Не стоит искусственно создавать проблемы, – говорит первый заместитель главы Новочебоксарска по вопросам градостроительства, энергетики, транспорта и связи В. Артемьев. – Между городами и так есть множество земельных участков, которые находятся в частной собственности, и жилые многоэтажки там уже не возведешь. К тому же наш город и сам в состоянии развиваться. Например, готовится план застройки неосвоенных районов со стороны Волги».
Да и вряд ли Новочебоксарск согласится потерять свою самостоятельность. В одном из своих интервью глава города В. Андреев как-то обмолвился о том, что вопрос объединения все-таки может решиться в самое ближайшее время, была бы политическая воля. «Два города отделяют всего 6 километров – не расстояние по современным меркам, а с годами оно будет только сокращаться, – сказал корреспонденту Валерий Викентьевич. – Но при слиянии Новочебоксарск станет еще одним спальным районом Чебоксар, уйдет конкурентность, исчезнут амбиции. Вряд ли это будет способствовать развитию».