Газета под названием "Правда Севера" 5.05.2005 года выкинула очередной проплаченный шедевр "Сколько верёвочке ни виться:". Оскорблены депутаты областного Собрания Азовский, Харин, Силантьев. Больше всего пострадал Азовский - и причёска не та, и одет как-то странно: джинсы и бандана - это, оказывается, по мнению "ПС", неуважение к суду. Ещё бы земляным червем назвали, чтобы был повод посудиться. Впрочем, судиться с газетой, которая превратилась в сборник проплаченных анекдотов, для психически здорового человека, полного творческих сил, - недостойная трата времени.
Анамнез деградации
Скажу сразу: мне опубликованный слив напоминает выкидыш старой куртизанки. Платная рубрика, в которой размещён "шедевр", называется "Требует внимания". Гражданин Сахаров! Внимания требует другое - главный редактор газеты отвечает за всё, что написано в его издании: от первой страницы до последнего рекламного объявления. Это - аксиома, закон, основа профессии. Но, как нам кажется, импотенция в данном случае имеет следующую клиническую картину: престарелый главный редактор разучился читать: совсем. Мы предполагаем, что Сахаров вообще не читает свою газету.
Мы также, исходя из наблюдений и разговоров с коллегами по цеху, можем сделать вывод, что Сахаров просто стал предметом интерьера - ходит, здоровается в начале дня, в конце дня - прощается, сидит в кабинете тихо, как мышь, жуёт бутерброды из булки, масла и ветчины, запивает их чаем из пакетика, два раза в месяц приходит в бухгалтерию получать зарплату. До чего вы, Сахаров, довели старейшую газету области! С вашего молчаливого согласия изобретена новая методика издания газеты: человек с улицы приносит в коммерческий отдел слив и деньги, шлёпается название платной рубрики (все эти "Требует внимания", "Актуально" и т. д. взяты из советских времён): и в печать - главный редактор молча ставит подпись под номером.
Главный редактор, который стал предметом интерьера, как шкаф, письменный стол или ещё хуже - стул: как это страшно! Господин Сахаров, может, пора на пенсию, на дачу, за город, хрюшек разводить? Ведь быть предметом интерьера, пусть заслуженным, но шкафом - это мрачно. В конце концов забудется утренний ритуал, когда вы стоите в коридоре, а с вами здороваются. В один прекрасный момент сотрудники газеты задумаются: "А зачем здороваться со шкафом, он ведь деревянный?".
СлЁзы текут из глаз
Вот пишу эти строки, а из глаз текут ручьями слёзы. Жалко мне мастодонтов журналистики. Бросает в дрожь: вот так просидеть на одном месте - и превратиться в ничто. Страшно, когда твой начальник коммерческого отдела (в "Правде Севера" эту должность занимает Денис Кузьмин, человек, не работавший в журналистике, но зато умеющий брать деньги, знающий, как хрустят свеженькие дензнаки) в один прекрасный день приходит к тебе в залитый солнцем кабинет, где ты сидишь, такой великий, и говорит: "Не суй нос не в свои дела, а то зарплату не получишь". И ты сидишь, такой великий, но бессильный, страдающий импотенцией, потный и старый. И покорно выполняешь рекомендацию не совать нос. Так превращаются в шкаф. Вспоминается Кафка, только у нас мастодонты журналистики превращаются не в жуков, а в шкафы и другие предметы мебели.
О статье и её авторе
Оценивать художественные достоинства "шедевра", авторские находки, нет смысла - ничего этого в статье нет. Да и быть не может. Убожество! Как мне кажется, написал убожество, подписавшись псевдонимом, писарь бывшего губернатора Ефремова Дмитрий Исупов. Тоже на самом деле - предмет интерьера. Он мне в своё время напоминал маленькую собачонку, не кусачую, но визгливую: лежал на коврике, лаял на входящих, вилял хвостиком при появлении губернатора.
Слишком хорошо областные журналисты знают повадки этого человека, чтобы ошибиться. Открою небольшой секрет: у меня до сих пор лежит образчик его творчества - статья, отбеливающая его нынешнего шефа Э. Белокоровина. Исупов пытался разместить ту статью у меня в газете. Я её не поставил, хотя Дмитрий готов был платить деньги (запись телефонного разговора имеется в редакции). Причина отказать была для меня как для главного редактора очевидна: в статье имелся абзац, который, на мой взгляд, разжигал национальную рознь (Исупов наехал на граждан, напоминающих жителей Кавказа), а во-вторых, в статье Белокоровин сводил счёты с уважаемым мною человеком - Мансуром Бекаровым. И что вы думаете: статья через неделю появилась в "Правде Севера". В платной рубрике.
В своё время Исупов, мнящий себя великим пиарщиком, проиграл все мыслимые и немыслимые избирательные кампании. Проиграл с треском, с позором. Потому что он всегда был чиновником. Ему незнакомо слово "творчество". Он так и запомнился пишущей братии - в тесном кабинете с затхлым запахом, отсчитывающим под столом купюры и с дрожью в коленках вскакивающим при упоминании имени Анатолия Антоновича. Он был как шут при могучем Ефремове. Ушёл Ефремов, и Диму, как обычную дворняжку, пристроили в торговый дом "Север" - в пиарслужбу.
Владимир Максимов
P. S. Чтобы окончательно было понятно, кто заказал журналиста Азовского и моих товарищей. Мы думаем, что данную статью заказали из торгового дома "Север". Его учредители: Скрынник, жена Баринова, Львов, Попаренко, а генеральный директор - Э. Белокоровин. Этим фигурантам очень не нравится то, что мы рассказываем правду о том, как они хапнули самые лакомые куски собственности. Фигуранты жируют в бедном, нищем, ободранном городе, дестабилизируют попытки нового мэра побороть коррупцию, высокие тарифы, сделать открытой арендную политику мэрии.