Московским детям уже третий год подряд запрещено праздновать Хеллоуин - официальным письмом департамента образования Москвы праздник "заграничной" нечисти "не рекомендован" к проведению в столичных школах. Чиновники от педагогики уверяют, что любимый праздник американских (а в последние годы и европейских) школьников "разрушителен для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся". Зато родители духовно здоровых детей в вечер всех святых гуляют напропалую - вечеринка на Хеллоуин в ночных клубах стоит до 1000 долларов.
Ещё три года назад московские школьники - особенно в гимназиях с языковым уклоном - с упоением переодевалась в чёрные накидки, резали тыквы и одолевали взрослых требованиями сладкого. Но в позапрошлом году департамент образования разослал по школам письмо, где Хеллоуин заклеймили позором как праздник, имеющий "однозначно негативные последствия для учебно-воспитательного процесса и его участников".
Психологи из ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования (РАО) и Института педагогических инноваций РАО сочли, что наличие в мероприятиях Хеллоуина элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т.д.) противоречит светскому характеру образования".
- Письмо двухлетней давности по-прежнему действует, - подтвердил пресс-секретарь департамента Александр Гаврилов. - Наши рекомендации основаны на мнениях психологов, которые считают, что некоторые детали празднования - например, переодевание в нечистую силу и распитие томатного сока под видом крови - наносят вред психике детей. Это не запрет - никаких санкций к тем, кто всё же решит провести в школе этот праздник, не подразумевается.
Чиновников яростно поддерживает православная церковь, опасаясь, что под видом праздника в школы проникнет "дьявольская символика":
- Даже игра с тёмными образами часто приводит к заинтересованности сатанинской тематикой, что опасно, - считает секретарь по взаимоотношениям церкви и общества отдела внешних церковных связей Московской патриархии священник Михаил Дудко. - Дети доверчиво берут из рук взрослых дьявольские маски, которые те им подсовывают. А взрослые зачастую заинтересованы только в коммерческой стороне празднования. Хеллоуин - это целая индустрия продаж. Но если впоследствии ребёнок - активный участник Хеллоуина столкнется с реальными сатанинскими сектами, то может подумать, что в них нет ничего страшного.
Впрочем, непонятно, почему РПЦ вместе с московскими чиновниками ополчилась именно на Хеллоуин. Наша русская Масленица, на которую с упоением сжигают чучело зимы, - прямой аналог Хеллоуина - в Москве возведена в ранг официального городского праздника. Широко празднуют в столице и День святого Валентина, и День святого Патрика - тоже неправославные праздники.
- В Масленице давно не осталось ничего языческого, - парирует заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московской патриархии Всеволод Чаплин. - Это время, когда люди ходят в гости, молятся в православных храмах, готовятся к Великому посту.
Элементов магии и колдовства в этом празднике нет. А во время Хеллоуина люди используют символы злых сил. Даже сладости, которые дарятся в этот день, - символический подарок силам зла. А христианство учит противостоять злу и бороться с ним.
Впрочем, для того чтобы всласть попугать окружающих на модном празднике, детям достаточно лишь немного подрасти: взрослые москвичи всё шире празднуют Хеллоуин. В ресторанах и клубах устраивают настоящие шабаши ведьм. В этом году самыми популярными персонажами остаются граф Дракула, упыри, ведьмы и черти. Многие ночные клубы организуют Хеллоуин с эротическим уклоном - стриптизёры переодеваются в чертей, а костюмы ведьм больше напоминают женские пеньюары.
В Петербурге с детским Хеллоуином поступили мудрее: здесь школьники с пятницы разошлись на каникулы. По словам пресс-секретаря питерского комитета по образованию Ларисы Кузьминой, в прошлом году было несколько жалоб от родителей, выступающих против "нечисти", но "ни запрещать, ни заставлять" школы проводить или не проводить праздник в комитете не намерены.
В российских городах ситуация ещё спокойнее, Хеллоуин там пока не приживается, а главными праздниками остаются Новый год с Рождеством, 8 марта и 9 мая.
Вечер всех святых
31 октября древние кельты отмечали свой главный праздник - Самхэйн (Samhain) - окончание сбора урожая, который символизировал начало нового года. Кельты верили, что бог Солнца зимой находится в плену у Самхэйна - властелина мёртвых и князя тьмы.
В ночь на 1 ноября Самхэйн открывает ворота в прошлое и будущее, лето сменяется зимой, день - ночью, жизнь - смертью. Именно в это время хранители ворот - потревоженные духи и демоны могут с наибольшей лёгкостью прийти в материальный мир. В IX веке папа Григорий IV перенёс День всех святых (посвящённый тем святым, у которых не было своего праздника) с 13 мая на 1 ноября. День накануне, 31 октября, получил название All Hallows Even, или All Hallows Eve (что означает "вечер всех святых"). Позже его стали называть Hallowe'en, и в конце концов - Halloween. Языческий праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Тогда же появилась традиция вырезать в тыкве страшные рожицы и помещать внутрь свечи - получался своеобразный фонарь. По легенде его изобрел скупой ирландский кузнец Джек, дважды обманувший дьявола, который до судного дня обречён бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, защищённым от дождя обыкновенной тыквой.
"Играя в нечисть, ребенок освобождается от страхов"
Екатерина Каширская, директор психологического центра "Образование в развитии":
- Ещё со времён Фрейда известно, что для человека полезно проигрывать в сознании угрозы, которым в реальной жизни он не сможет противостоять. Ту же функцию выполняют игры и театрализованные представления. Карнавалы с ряженными в чудовищ персонажами присущи любой культуре, в том числе и русской. Кстати, у нас нечисти ничуть не меньше, чем у англоязычных народов. Переодевание в "страшных" персонажей и разыгрывание сценок с их участием полезны для развития психики. Участвуя в праздниках, подобных Хеллоуину, ребенок учится реагировать на нестандартные ситуации. В идеале для каждого ребенка желательно сконструировать индивидуальный сценарий развития, но в условиях школы это невозможно. Безусловно, есть дети с особым типом реагирования на страшные ситуации, но это не означает, что их ни в коем случае нельзя пугать. Возможно, поиграв в нечисть, он выплеснет наружу эмоции и таким образом освободится от страхов. Хотя на всякий случай родителям таких детей лучше заранее консультироваться с психологом.
Анна Гараненко, «Известия»