|
Рядом со столицей, в Новых Лапсарах. |
|
|
Прежде чем прийти к такому выводу, члены комиссии побывали во всех населенных пунктах, участвовавших в состязаниях. В большинстве картину портил один и тот же недостаток: либо небрежно складированные дрова, либо — стройматериалы… В сельский пейзаж также не вписывались тракторы с комбайнами, переехавшие из машинных парков на деревенские улицы. Казалось бы, с одной стороны это свидетельствует о достатке сельчан, но с другой — прочитывается некое пренебрежительное отношение к малой родине: «Ничего страшного, сойдет. Никому ведь не мешает…»
«Вы не думайте, что село живет по старинке, — сказал по этому поводу один мой знакомый, хорошо знающий современную деревню. — Отношение людей к своему быту, дому, краю, среде обитания меняется — не быстро, как хотелось бы, но меняется. Это непростой процесс. Дома газифицировали? Газифицировали. Теперь за воду взялись, дороги… Благоустраивается не только жилище, изменения происходят на уровне крестьянского подворья. Это другая культура».
О каких таких изменениях речь идет? «Они видны невооруженным глазом», — ответил на мой вопрос архитектор администрации Комсомольского района А. Тяканов. Он считает, что изменилось отношение к самой концепции сельского быта. Раньше, допустим, мало внимания уделяли функциональной стороне жилища. Дворик, например, одновременно служил и местом содержания скота, и хозяйственным уголком. О каком благоустройстве тут можно было говорить? Но теперь, отмечает Александр Николаевич, сельчане не хотят жить по старинке. Изменилось отношение к строительству, к самой планировке приусадебного участка. Дворик часто разделяют на две части. Одна становится частью жилой зоны с парадным входом, другая — чисто хозяйственной.
Казалось бы, что же в этом такого? Подумаешь, планировка другая, какие-то там зоны! Но, оказывается, в среде, где властвуют вековые традиции, на подобные шаги решиться психологически непросто. Человек об этом даже не задумывается, в чем убедил меня в одной из командировок в сельский район мой собеседник средних лет. «В голову не приходило, что в привычном укладе жизни что-то нужно менять, — признался он, кстати, дипломированный специалист. — Наши отцы и деды жили так, и я ничего не менял». Сегодня его дом утопает в зелени и цветах, к нему примыкает зона отдыха с детской и спортивной площадками, чуть поодаль — хозяйственная зона с постройками. Удобно, красиво, современно. И сам хозяин не нарадуется чужой подсказке. Кстати, после него подтянулись другие его соседи… Чужой пример тут в цене. Это как раз тот случай, когда отступление от обычаев и традиций не во вред, а на пользу.
— Да, в старых деревнях часто остается все по-старому, — говорит главный инженер отдела строительства и общественной инфраструктуры администрации Батыревского района М. Валитов. — Но в новых молодежь хорошее схватывает быстро.
По словам Минсура Харисовича, требования по архитектурно-планировочному решению будущих усадеб предъявляются к тем застройщикам, которые получают государственную поддержку. Все остальные со своими вопросами идут в сельские поселения. Теперь они отвечают за строительные дела. И если где-то признают, что хромает благоустройство сел и деревень, то это значит, что недорабатывает местное самоуправление. «Нередко из-за этого глав сельских поселений наказывают рублем», — добавляет главный специалист управления капитального строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Моргаушского района Г. Симаков. По словам Георгия Георгиевича, вопросы благоустройства в районе — одни из главных. Но нередко попытки привить культуру натыкаются на глухую стену непонимания. «Тяжеловато!» Некоторые сельчане ничего зазорного не видят в том, что на улице — «нейтральной» территории — беспорядочно лежат стройматериалы. Самое дикое (иного слова не подберешь) — улицы превращают в помойки. А вот совсем не поддающееся разумению — у таких «культурных» людей дома полный порядок, а за порогом — «хоть трава не расти». Этакие двойные стандарты. Недавно в Моргаушском районе на толстокожих пытались повлиять силой закона. В ходе рейда по объектам вдоль федеральной автотрассы М-7 было выдано нерадивым 13 предписаний. Большинство постаралось исправиться. Но нет никакой гарантии в том, что через некоторое время все не вернется на круги своя. Ведь проверяющие пришли и ушли, а внутренней потребности в красоте нет… Поэтому так легко летят мимо урны окурки, улицы захламляются стройматериалами и бытовым мусором.