Чем в большинстве своем болеют наши земляки? Ответ на этот вопрос мы хотели найти, поприсутствовав на одном обычном приеме участкового терапевта, и решили напроситься к какому-нибудь врачу в медсанчасть Ярославского шинного завода. Главный врач медсанчасти ЯШЗ Николай Васильевич Ермаков нашу идею поддержал с удовольствием, но предложил рассказать читателям о кардиологе Татьяне Владимировне Сейранян - уж больно врач она хороший. Не доктор, а мечта! Да и страдают ярославцы заболеваниями сердечно-сосудистой системы намного чаще, чем другими недугами.
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА ПОСТУ
Родилась Татьяна Владимировна в Ярославле, в родном городе в 1981-м с отличием мединститут закончила. И интернатуру проходила здесь же, в медсанчасти шинного. Потом 19 лет проработала в поликлинике N 4. Могла после интернатуры пойти работать в любую городскую поликлинику - тогда выбор был большой, но молодая врач решила с рождением детей не затягивать - все нужно делать вовремя. И что же ей, как она улыбаясь заметила, «с пузом» на работу через весь город ездить, к примеру, в поликлинику моторного или на НПЗ? И женщина выбрала четвертую. Как точно выразилась мама кардиолога, распределилась рядом с домом.
В 83-м кардиологическая служба в областном центре только-только начиналась, и Сейранян стала вторым поликлиническим кардиологом - первым был Сергей Яковлевич Ерегин. Ныне он главный кардиолог и области, и города и заведующий областным кардиоцентром. Пятый год Татьяна Владимировна - врач городского кардиологического центра при МУЗ МСЧ ОАО «Ярославский шинный завод». «А всего работаю кардиологом уже 25-й год».
ДОРОГА БЛИЗОСТЬ С МОСКВОЙ
В назначенный день я открыла дверь в кабинет нашей героини. Здесь уже находится Валентина Борисовна Косточкина, 66 лет. Бывший начальник АСУ Ярославского завода топливной аппаратуры. У нее целый букет сердечных болячек: ишемическая болезнь, гипертония, нарушение ритма... Спрашиваю кардиолога: откуда столько? Причина в чем?
- Сложно сказать. В этом случае и мать-гипертоник, и отец. Чем раньше человек озаботится своим здоровьем, тем лучше. Поздно останавливать поезд, когда он летит под откос! А вообще риск заболеть, например, ишемической болезнью увеличивается под воздействием ряда факторов: высокий холестерин и артериальное давление, сахарный диабет, наличие заболеваний у родственников, мужской пол - да, действительно, представители сильного пола этим болезням больше подвержены. Ожирение тоже здоровью нашему отнюдь не способствует. А также вспомните рекламный ролик: ни дня без сигареты и выпивки - и сердечная болячка вам непременно обеспечена!
Интересуюсь, много ли жителей нашей области умирает от сердечных болезней? Оказывается, статистика жуткая, практически каждый второй! По официальным данным о смертности ярославцев за предыдущий год-два, от сердечно-сосудистых заболеваний умерли 55 процентов! Второе место занимают травмы, несчастные случаи, отравления, третье - онкология. И такой расклад не меняется уже несколько лет. Причем в Ярославле заболеваемость сердечно-сосудистыми недугами выше, чем, допустим, в соседних Костромской, Вологодской, Ивановской областях, добавляет кардиолог. Почему? «Да за близость с Москвой платим дорого. Заработки низкие, цены высокие. Отсюда стрессы. Очень много в последнее время идет пенсионеров, которые инвалидность хотят оформить. Для льгот. Раньше такого не было. Старичку 86 лет, а мы, врачи, решаем, может он работать или нет!»
СТАХАНОВКИ
Пока один больной выходит, а следующий заходит, Татьяна Владимировна рассказывает об огромном количестве сердечников в нашем городе: «У нас есть госзаказ - мы так его называем, то есть план приема. Так, в прошлом году мы с заведующей кардиоцентром Дарьей Александровной Костюченко вместе 146 процентов сделали. Бывают дни, когда вместо 10 положенных в день приема пациентов принимаем 30. Центр у нас городской. А в Брагине, например, сейчас одна из двух кардиологов в декрете. Так половина приема у нас - брагинские».
КОВАРНАЯ БОЛЯЧКА
Кстати, об одной из коварных сердечных болячек - инфаркте миокарда. Болезнь эта настолько опасна, что из сотни умерших от нее до контакта с врачами погибают до 70 человек! В больницу попадает меньшая часть. Из этих больных 10 - 15 процентов погибают в стационаре. Среди выписанных из стационара в течение первого года умирает еще до 10 процентов больных. Одним словом, инфаркт миокарда - сплошная череда смертей, даже в случае оказания самой хорошей медицинской помощи. Истинно, лучше заниматься предупреждением болезни, чем, как выразился известный российский кардиолог профессор Аронов, играть в русскую рулетку с инфарктом миокарда.
БОЛЕЗНЬ КОСИТ МОЛОДЫХ
В кабинет вошел высокий, широкоплечий и внешне совершенно здоровый молодой человек. Владислав Юрьевич. Ему без двух месяцев 25 лет. Неужели тоже сердечник? Я была абсолютно уверена, что сердечники - это люди пожилые. А у парня гипертония. И давно. Он по данной причине и от армии освобожден. Так все-таки люди какого возраста наиболее подвержены сердечным недугам?
«В совокупности, можно сказать так, - поясняет кардиолог. - В среднем - среднего возраста. Есть и подростки. Вообще население у нас очень нездоровое». По статистическим данным, за 10 лет, с 1990 по 2000 год, выросла смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в различных возрастных группах. Картина просто ужасающая - у молодых людей 20 - 24 и 25 - 29 лет прирост смертности оказался самым большим - 230 и 220 процентов соответственно! Он превосходил прирост смертности во всех возрастных группах, даже у лиц старше 85 лет.
ПОПРАВЛЯЮТСЯ НЕ ОТ КОТЛЕТ
- Если человека вижу в первый раз, - поясняет мне Татьяна Владимировна,- спрашиваю все от начала до конца: жалобы, анамнез болезни, как протекало заболевание, переносимость лекарств, сопутствующие заболевания, есть ли лекарственная несовместимость... Если видишь, что с человеком не все в порядке, то и о семейных ситуациях. Может быть, ему нужна помощь психотерапевта. Поэтому первичный прием длится 30 - 40 минут.
Входит 48-летняя женщина приятной наружности, видимо, на приеме не впервые.
- Как дела у вас?
- Давление выше 130 на 80 не поднимается.
- Это вас устраивает? Вам комфортно? Спина, шея не болят?
- Я гимнастику делаю, плаваю постоянно. Но все равно поправилась на восемь килограммов! От этого, наверное, одышка и сердцебиение? Вроде и ем немного. Ни мучного, ни сладкого в рот не беру.
Татьяна Владимировна успокаивает женщину:
- Не забуду, как однажды мне одна умудренная жизненным опытом доктор сказала, что поправляемся мы не от котлет, а от лет! Как за 45, так откуда что берется! А такое-то лекарство вы принимаете?
- А на желудок оно как действует?
И кардиолог начинает подробно разъяснять больной все плюсы и минусы предложенного препарата. Кстати, о лекарствах. Раньше, по словам доктора Сейранян, врач назначал их в приказном порядке. «А теперь мы стараемся все больше информировать пациентов о лекарствах. Больному предоставляется выбор». А гражданочке, склонной к полноте, врач рекомендует почитать брошюрки, разбросанные в холле на столике. В них содержатся различные полезные советы для сердечников. К примеру, касающиеся здорового питания. Народ, пока в очереди прохлаждается, хочешь не хочешь, а прочитает и, возможно, на ус намотает советы медиков: недосаливать пищу в процессе приготовления, убрать со стола солонку, заменять солевые приправы бессолевыми специями. Для заправки салатов пользоваться не майонезом, а нежирным йогуртом. А чтобы похудеть, оказывается, надо принимать пищу не менее трех раз в день, лучше 3 - 5, и не доводить себя до состояния голода, когда бросаешься на еду, как тигр. Основные по калорийности приемы пищи надо перенести на первую часть дня и не перекусывать...
Горожане должны читать такие брошюры об опасных заболеваниях, убеждена доктор Сейранян, а то в спорте, политике, медицине якобы у нас все понимают и разбираются, а какое давление нормальное или что такое холестерин, не знают. А знать об этом необходимо с 20 лет и проверять его нужно тоже с 20 лет.
ОЧЕРЕДИ К НИМ, А ДЕНЕЖКИ ДРУГИМ
Главный врач медсанчасти Николай Васильевич Ермаков решил, пользуясь случаем, на страницах нашей газеты поднять несколько злободневных и актуальных вопросов в сегодняшней медицине. В частности, о надбавке в 10 тысяч рублей к зарплате с 1 января участковым терапевтам. Это явное несоответствие. Ведь участковый терапевт всегда замыкается на узких специалистах - ЛОР-враче, хирурге, неврологе и т. д. Они очень востребованны. Особенно кардиологи, потому что заболеваемость постоянно растет. И участковые терапевты просто не могут работать без узких специалистов. Подрываются устои такой организованной работы. Вызревает серьезная проблема. Конечно, прибавка к зарплате участковым врачам нужна, но надо было поднимать зарплату и эндокринологам, и кардиологам, и окулистам, и хирургам... К этим докторам всегда очереди. Другая проблема - количество кардиологов, их катастрофически не хватает. Они захлебываются от потока посетителей. Третья проблема - современная кардиология не может эффективно работать без опоры на новейшую аппаратуру по функциональной диагностике и лабораторий.
В ПОСТЕЛЬ НЕ С МУЖЕМ, А С КНИЖКОЙ
Татьяну Владимировну Сейранян, врача высшей квалификационной категории, Николай Васильевич считает великолепным специалистом. Умная, очень квалифицированная, с исследовательским стилем работы, она постоянно посещает научные форумы и конференции. Больные едут к ней со всего города. У этого доктора очень высокая самодисциплина. Какие врачи были до революции? Такова и Сейранян. Доктор высокой культуры, очень порядочный, редкий человек и настоящий врач. «Я за ней наблюдаю - это врач будь здоров!»
- Из вышесказанного видно, что вы работу свою любите, Татьяна Владимировна?
- Не то слово. Мы как-то с Дарьей Александровной пришли к выводу, что даже если б денег совсем не платили, и то на работу ходили бы. И с пациентами нравится общаться, и кардиология - наука интересная. Муж говорит мне, когда я перед сном с книжкой по кардиологии в постель ложусь: «Убери!» А я все равно и на ночь специальную литературу читаю. И мне это интересно.
- А как дела сердечные, так сказать, в личной жизни?
- И тут все нормально. У меня замечательный муж Александр Борисович, тоже врач. Два сына, 20 и 22 лет, студенты нашего педуниверситета, и на своих мужчин я не обижаюсь. А еще два кота, точнее, кот и кошка. Словом, полный комплект, который женщине для счастья нужен.