По ком звонит рында
Правда Северо-Запада, (17:07) 20 июля 2005 г.
В Архангельске серьезная проблема. Ведущее рыболовное предприятие ОАО "Архангельская база тралового флота" (АБТФ), дающая работу трем с половиной тысячам человек, сотни миллионов рублей для бюджета ежегодно и десятки тысяч тонн рыбы на наш стол, возможно, скоро прекратит существование. Причем без особых к тому оснований.
Это акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом стремительно теряет свои производственные и финансовые показатели и готовится пойти "ко дну". Вы спросите - кто виноват и кому это надо? Понятно, что Архангельской области банкротство столь серьезного предприятия не надо, самому АБТФ и его работникам тоже. А вот чиновникам Росимущества?
Когда проблемой АБТФ занималось Федеральное агентство по рыболовству, ситуация стала меняться в лучшую сторону. Его глава Станислав Ильясов однозначно заявил, что предприятие банкротить нельзя. В частности, еще в июле 2004 года он сказал: "Задача у нас одна - мы не должны отдать на растерзание трехтысячный коллектив работоспособного предприятия. И та стратегия, которую мы сегодня определим, станет курсом для Архангельской базы тралового флота". После этого были проведены переговоры с кредиторами, осуществлен анализ текущей деятельности АБТФ, намечены меры по улучшению деятельности предприятия. Но АБТФ перешла в подчинение к Росимуществу. Казалось бы, это ведомство должно с утроенной энергией озаботиться судьбой государственной собственности, а вместо этого своим бездействием или какой-то весьма тонкой игрой неумолимо подводит предприятие к банкротству.
АБТФ сейчас должно многим, но в первую очередь это платежи в бюджет, а также налоговые пени и штрафы. Причем налоговики, не мудрствуя лукаво и не принимая во внимание государственный статус предприятия, предъявляют к оплате такие суммы штрафов и пени, что они скоро превысят балансовую стоимость АБТФ.
Почему же резко ухудшается ситуация на АБТФ? Сложившуюся кризисную ситуацию и пути выхода из нее мы попросили прокомментировать председателя совета кредиторов АБТФ, почетного работника рыбной отрасли РФ Михаила Кравченко.
- Во-первых, хочу заявить, что рыбная отрасль даже под управлением государства может и должна быть рентабельной. Наши рыбные богатства, техническая база и квалификация российских рыбаков позволяют говорить о высокой доходности отрасли. Но что мы имеем в данном случае? Неумелыми действиями, а точнее, бездействием Росимущества архангельские рыбаки загнаны в правовой и финансовый тупик.
Несколько лет назад при содействии Станислава Ильясова, руководителя, умеющего работать в сложных условиях, мы справились с системным кризисом на АБТФ. На предприятии была задолженность только по зарплате 110 млн рублей. Кредиторы-инвесторы ликвидировали ее, навели порядок со снабжением и продажей готовой продукции, пополнили предприятие оборотными средствами.
Казалось бы, Росимуществу необходимо продолжать взятый курс, но не тут-то было. Зазвучали знакомые чиновничьи рассуждения о необходимости поиска инвесторов и новой судьбы тралфлота. Генеральный директор АБТФ Юрий Никулин на совещании заявлял, что он и рад бы ввести внешнее управление для финансового оздоровления, но не дают чиновники Росимущества - угрожают ему увольнением.
Наивно рассчитывать, что при резком ухудшении показателей акции АБТФ подешевеют в цене до копеек. И в таком жалком состоянии его при общественной панике Росимущество продаст таинственному инвестору за таинственную невысокую (официально) цену.
Уверен, что ни мы, кредиторы-инвесторы АБТФ, ни тем более глава областной администрации Н.И. Киселев (которого я знаю как последовательного защитника государственных интересов и крепкого хозяйственника) не позволим рисковать квотой этого предприятия, его производственным потенциалом и социальной стабильностью в Архангельской области.
Ну и самое главное. Мы строим правовое государство, и наши инвестиции защищает закон.
В настоящий момент мы через суд решаем вопрос о спасении предприятия. Действуем на основании Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и через введение процедуры внешнего управления хотим добиться прозрачности бюджета и последовательных действий по финансовому оздоровлению под контролем партнеров АБТФ, которые вложили свои средства для его стабильной работы. Искусственная чехарда с быстрой продажей предприятия может его погубить, а мы можем потерять свои инвестиции.
Кредиторы сохраняют стабильность ОАО "Архангельская база тралового флота" большими усилиями. Так, в частности, мы выкупили долг в размере 1,3 миллиона долларов у норвежской фирмы, чтобы не дать ей арестовать рыболовный траулер АБТФ. Три траулера в результате мошеннических операций оказались в руках некоего мавританского дельца. Опять инвесторы за свои деньги наняли адвокатов и бросились спасать государственное имущество, а ведь это треть всего баланса АБТФ. И здесь возникает вопрос - или у нас с управлением госимуществом что-то не так, или логика чиновников для неизощренного ума есть нечто уж совсем запредельное.
Более того, возможно, что бездеятельность чиновников этого ведомства от судов АБТФ скоро не только "камня на камне", но и "мачты на палубе" не оставит. Сейчас необходим мораторий на все выплаты. Без этого предприятию не выстоять. АБТФ вполне жизнеспособно, но ему необходима передышка от кредиторов любого уровня.
Интересно узнать - почему издержки административной реформы так больно бьют по экономике и по нашему обеденному столу? Почему наши магазины заполнены норвежской, а не российской рыбой. Возможно, потому, что интересы чиновников не всегда совпадают с государственными. И сейчас наглядно видно, что рыбацкий SОS для функционера что жужжание надоедливой мухи. Мысль одна - отмахнуться, а потом, когда все окончательно развалится, не мудрствуя лукаво распродать суда по цене металлолома.
И они уже доотмахивались. В этой связи можно вспомнить один примечательный факт. При дележе судоходного наследства СССР на долю России пришлось 1655 судов общим тоннажем 11,2 миллиона тонн. Но проводимая в 90-е, да и в последние годы в отношении торгового и рыболовецкого флота неразумная налоговая политика привела к тому, что сейчас под российским флагом ходят всего около 200 судов. Для справки: морской торговый флот остальных стран насчитывает примерно 280 тысяч судов с общим тоннажем примерно 750 миллионов тонн. То есть сейчас наша доля - 0,07 процента от мировой! И это для страны, имеющей самые протяженные морские границы и чьи берега омываются водами двух океанов и тринадцати морей. Вполне уместно вспомнить и то, что российский морской шельф имеет площадь более четырех миллионов квадратных километров.
По вине функционеров сегодня уже нет Камчатского и Балтийского пароходств, флот Северного и Приморского пароходств сократился на 65 процентов, Новороссийского - на 79, а Сахалинского и вовсе на 98 процентов! В остальных пароходствах показатели не намного лучше. Если это не индикатор бедствия, то какие еще нужны цифры, чтобы уяснить трагизм ситуации? Ведь наши корабли не по своей воле спускают российский триколор. И потому здесь вполне уместно задать вопрос: так по ком же звонит корабельный колокол? Может быть, все-таки не по рыбакам, а по тем обладателям заветных чиновничьих кресел, которые до сих пор не разобрались - что же им делать на государевой службе?
Александр САДОВНИКОВ, Фатима ПОЛЫСАЛОВА "Парламентская газета"
Последние статьи
Мошенники под видом учителей: новая схема взлома аккаунтов на «Госуслугах»
Мошенники используют новую схему для доступа к аккаунтам на «Госуслугах», маскируясь под сотрудников школ. Узнайте, как защитить свои данные и не стать жертвой обмана.
Новосибирские инженеры создали инновационный водный двигатель для спутников
Новосибирские инженеры создали инновационный водный двигатель для спутников. Узнайте, как он работает и где будет применяться.
Учёные России разрабатывают технологии для ликвидации разлива мазута в Чёрном море
Более 40 исследователей из 14 вузов и НИИ участвуют в очистке побережья от нефтепродуктов. Применяются механические, биологические и химические методы, включая просеивание песка, микробиологическую очистку и экспериментальные «биобоны».
Путин: СВО направлена на защиту национальных интересов России и будущих поколений
Президент России заявил, что специальная военная операция призвана обеспечить долгосрочную стабильность и безопасность граждан. В ходе заседания Совбеза он выразил готовность к диалогу с новой администрацией США и объяснил необходимость своевременного начала СВО.
Путин отметил роль медиков, а Владимирская область усиливает поддержку медработников
На фоне дефицита 25 тыс. врачей и 130 тыс. среднего медперсонала в России, Владимирская область вводит повышенные компенсации, расширяет льготную ипотеку и отменяет возрастные ограничения в программах «Земский доктор». Средняя зарплата медиков в регионе теперь достигает 80 тыс. рублей.
Правительство направит свыше 6 млрд рублей на пенсии жителям новых регионов
Более 6 млрд рублей выделено на пенсионные выплаты жителям ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей за первый квартал 2025 года. Средства перераспределены из федерального бюджета по распоряжению Михаила Мишустина.
Российский рынок e-commerce вырос на четверть в 2024 году
Российский рынок электронной коммерции вырос на 25% в 2024 году. Узнайте, какие товары и услуги стали лидерами продаж и как изменились потребительские привычки.
Блокировка Viber в России: что стоит за решением Роскомнадзора?
Роскомнадзор заблокировал мессенджер Viber в России, ссылаясь на его использование в террористических и экстремистских целях, а также для вербовки граждан и торговли наркотиками. Это решение вызвало широкий резонанс среди пользователей, так как Viber остается одним из самых популярных мессенджеров в стране. Блокировка ставит перед пользователями вопрос о поиске альтернатив и возможных способах обхода ограничений.
В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России выбрали лучшие автомобили года
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.