Телевизионный патриотизм не продаётся

Лига-пресс, (12:37) 22 февраля 2005 г.

Телевизионный патриотизм не продаётся
             В Москве и Подмосковье на 57-м частотном канале начал тестовое вещание военно-патриотический телеканал «Звезда». По мнению телевизионных экспертов, ему не грозят ни популярность, ни самоокупаемость.

Канал планирует распространить вещание на территорию 51 субъекта федерации до конца года. Напомню, что в конце января министр обороны Сергей Иванов обратился к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой организовать взаимодействие органов исполнительной власти, чтобы обеспечить материально-техническую базу для телеканала и создать сеть его распространения по России (не менее 51 субъекта РФ). В частности, по мнению министра Иванова, Мининформсвязи и Минкультуры должны обеспечить выдачу лицензий, «необходимых для создания общероссийской сети распространения телеканала».

«- Мы хотим привлечь к этому проекту в том числе частный капитал в качестве акционеров. Но контрольный пакет акций в любом случае будет в руках государства и Министерства обороны», – сказал министр. Иванов также не исключил, что остальными акциями могут владеть частные компании.

За последние год-два неоднократно приходилось слышать о проектах создания специализированных телеканалов – то церковь требует себе телевизионную частоту для нравственного оздоровления общества, то судьи – для чего-то подобного, но «с других позиций», есть также проект специализированного детского канала. Однако первыми из государственных институтов права говорить «со своим народом» напрямую добились военные.

Задача телеканала «Звезда» сформулирована как «патриотическое воспитание населения», что не может вызвать ни малейшего недовольства со стороны общественности. «- Есть Первый канал, ВГТРК, спортивный канал. Почему не должно быть патриотического?» – говорит один из руководителей «Звезды».

Телевизионный рынок России фактически монополизирован – государственные Первый канал и ВГТРК собирают почти половину всей телевизионной аудитории (соответственно – и рекламных бюджетов) России.

Оба имеют совершенно «нерыночное» преимущество практически перед всеми остальными игроками в виде построенной при советской власти, уникальной по своим масштабам системы доставки сигнала до потребителя – а это наиболее затратная сторона телевизионного бизнеса с учётом огромной площади России.

Новичок телевизионного рынка отлично усвоил этот факт и стремится охватить максимум территории страны, используя мощный административный ресурс.

Согласно лицензии на вещание, с которой начальник ЦТРС Александр Лебедев и генеральный директор канала Сергей Савушкин ознакомили общественность, 10% эфирного времени будет отведено информационному вещанию, ещё 10% – общественно-политическому, 20% – культурно-просветительским программам и 15% – музыкально-развлекательным. Всего 30% вещания составит кинопоказ, по 2,5% – детские и спортивные программы, оставшиеся 10% будут отданы непосредственно военно-патриотическим передачам.

Руководители канала намерены получить уже в первый год вещания долю аудитории 1,5% и через два-три года начать окупать затраты и возвращать инвестиции.

Эта цифра выглядит очень и очень оптимистично: для нишевых каналов, предназначенных определенной достаточно узкой категории телезрителей, вообще характерна низкая доля зрительской аудитории (здесь речь не идёт о канале СТС, который, хотя и называется нишевым, имеет очень широкую специализацию – развлекательный).

У «Культуры», выходящей в эфир уже восемь лет, по России эта доля составляет всего 1,8%, а по Москве – 4,8% (данные TNS Gallup Media, средняя доля за период 10 января – 6 февраля). А «Спорт», начавший вещание в 2002 году на достаточно раскрученной частоте ТВ-6, привлекает не более 3% (данные TNS Gallup Media за тот же период).

На современном телеэкране представлено большое число разновидностей телепрограмм. Согласно исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл», в позапрошлом и прошлом годах самое большое время в эфире занимал кинопоказ, включающий игровые фильмы (21%), телесериалы (16%), а также документальные и мультипликационные фильмы и сериалы. В среднем на него пришлась почти половина (45%) совокупного времени вещания шести ведущих каналов.

Вторую по месту в эфире группу составляют развлекательные форматы – 18%, третью – информационные, а общественно-политические программы – 15%.

Анализ центра показывает, что основной телепродукт, позволяющий собрать у телеэкрана большую аудиторию (а значит, и получить рекламные деньги, которые прямо пропорциональны набранным пунктам рейтинга), – это кинопоказ и развлечения (игры, викторины, конкурсы, ток- и реалити-шоу и музыкальные программы). Поэтому вполне понятно, почему успешные каналы без участия государства в капитале – СТС и Ren TV – в телесезоне позапрошлого и прошлого годов отвели под кино 64 и 58% соответственно (данные аналитического центра «ВИ»). Не намного отстал от них и ТНТ – 43% за этот же сезон, но при этом у него существенно выше доля развлекательных программ.

На этом фоне треть на кинопоказ и 15% на музыкально-развлекательные программы выглядят довольно слабой заявкой. А ведь на «Звезде» не приходится ожидать показа таких фильмов, как, скажем, на СТС. По некоторым заявлениям руководителей канала, фильмы иностранного производства демонстрироваться не будут вообще, а реклама будет присутствовать, но «только российского производства», а реалити-шоу патриотического назначения представить можно только в страшном сне.

Достаточно сдержанно прокомментировал рекламные перспективы нового канала представитель TNS Gallup Media: «- Рекламное будущее нового канала зависит от двух показателей: охвата и профиля аудитории. Чем выше охват и чем привлекательнее аудитория канала для рекламодателей, тем больше доход от рекламы. Сейчас всё зависит от того, как быстро каналу удастся достичь заметных показателей охвата и насколько адекватна будет их программная политика потребностям рекламного рынка».

            «Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости