Китайский городовой
Лига-пресс, (12:05) 12 июля 2007 г.
«В День памяти и скорби на площадке перед конноспортивным комплексом «Казань» состоялась презентация полусотни новых автобусов китайской марки «Higer».
По словам мэра Казани, новые автобусы поступают в столицу Татарии практически каждый день. В сентябре их будет уже около 800. Всего же до октября будут поставлены более 1100 единиц техники. Разработка транспортной схемы и закупка более 1100 новых автобусов обошлись Казани в 3 млрд. рублей». /«Татар-Информ»/
Вряд ли кто будет спорить, что к позапрошлому году проблема пассажирских перевозок в Казани была фактически решена. Ушли в прошлое утомительные ожидания и штурмы автобусов в часы пик. Конечно, оставались ещё проблемы культуры обслуживания, но и они постепенно решались. Владельцы автобусов сами наказывали – вплоть до увольнения – водителей, замеченных в хамском отношении к пассажирам. А вот с улучшением качества подвижного состава – заменой старых автобусов на новые – возникла «неувязка». Почему? Городские власти наложили «мораторий на обновление», а попросту ввели негласный запрет на покупку новых машин. Приобрести новый автобус предприниматель, конечно, мог, но не мог получить разрешительные документы, чтобы выпустить её на линию… А потом в городе сменилась власть. И началось.
Едва возглавив город, мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что первоочередная городская проблема, с решения которой он начнёт работу – «проблема с перевозками, весь этот бардак с «ГАЗелями»… «ГАЗели» свою роль выполнили, и на сегодняшний день они уже вчерашние». Большинство перевозчиков тогда решили, что молодой градоначальник, не разобравшись с реальным положением дел в сфере пассажирских перевозок, погорячился.
Казалось, что упорное желание властей очистить городские улицы от «ГАЗелей» и ПАЗов – обычное проявление удивительного качества любых не очень профессиональных чиновников – не реагировать на проблемы там, где они есть, а создавать там, где их нет.
Но чем больше было разговоров о грядущих революционных преобразованиях в сфере перевозок, чем больше произносилось красивых слов о том, что вместо «ГАЗелей» да ПАЗов пассажиров будут возить более вместимые и комфортабельные автобусы, тем сильнее становилось ощущение, что городская власть чего-то недоговаривает. Ну а когда, было объявлено о широкомасштабном исследовании пассажиропотоков (с заранее предсказуемым результатом), стало очевидно, что за заботой о горожанах готовится банальный передел рынка перевозок, продиктованный стремлением городской власти установить в этой сфере новый «порядок». Ценой полного разрушения установившейся системы и введением диктата чиновников.
Судите сами. Ежедневно общественный транспорт Казани совершает около 2 миллионов пассажироперевозок. Даже если предположить, что только половину тех, кто полностью оплачивают свой проезд, перевозят автобусы (хотя эта цифра намного больше – метро, троллейбусы, трамваи реально не перевозят и трети пассажиров), то получается, что ежедневный денежный оборот этого рынка составляет около 5 миллионов рублей. В позапрошлом году из этой суммы около половины приходилось на частников. Правда, говорить о баснословных доходах предпринимателей не приходилось. С каждого проданного билета частнику доставалось чуть меньше рубля, 6-7 рублей составляли расходы, связанные с организацией бизнеса (амортизация, выплата кредита, бензин, запчасти, аренда базы, зарплата водителя, кондуктора и т.д.). А около 2 рублей с каждого проданного билета, уходили в негласный, но жёсткий коррупционный «налог» – взятки, благодарности и откупные за саму возможность работать. Вероятно, именно эти 2 рубля с каждого билета (а это около миллиона рублей в день!) и не давали покоя властям. Решено было сконцентрировать эти деньги в руках как можно меньшего количества людей. Так было бы легче договариваться. «По честному». Или «по совести».
Стоило ли привлекать экспертов из Санкт-Петербургского НИИ транспортной инфраструктуры, финансировать, скажем прямо, недешёвые исследования, чтобы «выяснить» очевидные вещи? Например, что центр города перегружен. Можно было заглянуть в стратегию развития Казани до 2015 года, раздел 3.3.1 и узнать, что «транспортная ситуация в Казани с каждым годом усложняется». Там же можно было прочесть, что «количество автомобилей с 1993 по 2002 годы возросло с 92 до 144 на тысячу жителей, и рост парка продолжается. По прогнозам к 2015 году произойдёт следующее удвоение количества автомобилей. В то же время, строительство магистралей осуществлено на 46 процентов, транспортных развязок и путепроводов на 26 от объёмов предусмотренных генеральным планом 1969 года. В результате нагрузка на ряд основных транспортных магистралей превышает 200 процентов от нормативной».
Вот ведь где была собака зарыта! Автомобилей стало много, а улицы не расширились, про дорожные развязки никто и не думал. А нас уже два года пытаются убедить, что стоит избавить город от «ГАЗелей» и ПАЗов, заменить их на более вместимые автобусы, и сразу исчезнут пробки. Год назад зампред комитета по транспорту и связи Людмила Алёшина так и говорила: - В городе – 2103 автобуса, из них порядка 450 – автобусы большой вместимости, остальная часть – «ГАЗели» и ПАЗы. Это количество превышает пропускную способность дорожной сети Казани.
Святая простота! Да даже если загнать в гаражи и на стоянки все без исключения автобусы – большие и маленькие, комфортабельные и не очень – казанские улицы этого почти не заметят. Потому что общее количество автобусов составляет менее процента от всего автомобильного парка города. И этот самый автопарк продолжает стремительно увеличиваться – на 5 тысяч единиц в год.
29 сентября в интервью «Интерфакс-Поволжью» Ильсур Метшин заявил: - С начала 2007 года на 27 маршрутах появятся 200 комфортабельных автобусов большой вместимости, на остальных – чуть позже. Малые автобусы останутся и на некоторых маршрутах, где нет экономической целесообразности вводить автобусы большой вместимости. Мэрия планирует приобрести автобусы производства «НефАЗа», входящего в «КамАЗ». Кроме того, и сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов. Приобретаться они будут по лизингу».
И вот… Первая партия НеФАЗов появилась в городе не с начала года, а только в мае. И не 200 автобусов, а на порядок меньше. Но прошлогоднее лукавство градоначальника было адресовано не столько горожанам, сколько перевозчикам. Готовился конкурс на право работать на рынке пассажирских перевозок. И предпринимателям был дан чёткий сигнал: если вы не способны быстро обновить подвижной состав, то на конкурс можете не соваться, делать там вам нечего. Дело в том, что по условиям конкурса половину автобусов перевозчики должны были заменить на новые уже к 5 апреля. А к 1 августа обновление автобусного парка должно было быть завершено. Именно завершено, а не «заключено договоров на приобретение автобусов», как сегодня мямлят городские чиновники.
Многие перевозчики, прочитав предельно жёсткие условия конкурса, прикинув свои возможности, решили на конкурс не идти. А пошли на него те, кому, по всей видимости, «шепнули», что условия выполнять совсем не обязательно, что сроки покупки новых автобусов можно будет перенести. Так оно и вышло. К 5 апреля ни один – НИ ОДИН! – победитель конкурса его условия не выполнил. И формально, конкурс можно и нужно отменять уже только по этой причине.
К тому же, как решило татарское управление Федеральной антимонопольной службы, условия конкурса противоречат российскому законодательству. Было вынесено предписание ФАС – отменить итоги конкурса. Но городские власти предписание игнорировали, подали жалобу в арбитражный суд и, не дожидаясь его решения, объявили, что с 1 июля новая схема пассажирских перевозок будет введена. А если суд оставит в силе предписание ФАС? Откуда такая уверенность, что суд отменит предписание антимонопольщиков? У нас что, суд работает по звонку из мэрии? Или решение судей уже неким образом «простимулировано»? Впрочем, если в скором времени в Казани разразится арбитражно-мэрский коррупционный скандал, лично меня это ничуть не удивит. И вот почему.
В сентябре, как я уже писал, Ильсур Метшин заявил, что «сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов». А недавно татарские официальные СМИ проговорились. Оказалось, что переговоры вели не «сами перевозчики», а лично руководитель исполкома Казани Марат Загидуллов. Который договорился о покупке 800 китайских автобусов на сумму почти в 2,5 миллиарда рублей.
Злые языки поговаривают, что китайцы умеют договариваться. Что тем, кто лоббирует контракты, возвращают до 10 процентов суммы контракта. У кого проблемы с математикой, напомню, что с 2,5 миллиардов – это четверть миллиарда рублей. У меня нет оснований слепо верить этим утверждениям, как нет оснований и не верить им. Пусть проверкой то ли слухов, то ли фактов прокуратура занимается. Но однозначно и доказательно, в случае проявленного интереса, могу заверить, что для Марата Загидуллова «китайский контракт» далеко не первый, когда он оказывается в эпицентре подобных разговоров.
20 июня «Взгляд» опубликовал информацию об аресте счетов пермского «Мотовилихинского завода». Это грозит не только остановкой завода, но и срывом выполнения контракта на поставку 38 зенитно-ракетных комплексов «Смерч» в Индию.
Вполне возможно, что собственники предприятия, среди которых назван и Марат Загидуллов, осознанно пошли на обострение ситуации, чтобы сорвать выполнение контракта и тем самым подтвердить опасения экспертов о неспособности России выполнять взятые на себя обязательства. 18 апреля прошлого года Regions.ru сообщило: «…Марат Загидуллов пришёл на «Мотовилихинские заводы» первым заместителем генерального директора. Произошло это в начале ноября позапрошлого года перед самым подписанием российско-индийского договора о поставках индийским сухопутным войскам двух полков системы залпового огня «Смерч». Сумма контракта, реализация которого рассчитана на 3 года, составляет полтораста миллионов долларов. Эта информация была озвучена пресс-службой губернатора Пермского края 9 марта прошлого года после встречи губернатора края Олега Чиркунова с Маратом Загидулловым. В этот же день в СМИ просочилась и другая информация – о том, что «Мотовилихинские заводы» оказались не готовы к столь крупному заказу и в первую очередь из-за нехватки квалифицированного персонала и проблем с поставками металла для проекта.
Меньше чем через месяц после встречи с губернатором Пермского края Загидуллов подает документы на замещение должности главы исполкома Казани. Но в сообщениях для прессы нет ни слова о том, что он – зам. гендиректора «Мотовилихинских заводов».
Что это? Бегство? Или подарок спецслужбам США? Дело в том, что 1-2 марта прошлого года состоялся визит президента США Джорджа Буша в Индию. В Дели Буш и премьер-министр Индии Манмохан Сингх подписали американо-индийское соглашение, по которому Вашингтон признал ядерный статус Дели. Но это официальные итоги встречи лидеров США и Индии. А были ещё и закулисные договорённости. По данным французского эксперта Арно Колики, издающего бюллетень стратегической информации TTU (Париж), у ядерного соглашения есть второе дно – секретное неядерное приложение.
По мнению Колики, стороны договорились о том, что американские фирмы будут участвовать в крупнейшем тендере на закупку Индией партии из 126 истребителей.
Конечно, встреча Загидуллова с губернатором Пермского края и последовавшая за встречей утечка информации, что выполнение индийского заказа о системах залпового огня «Смерч» под угрозой срыва, вполне могла быть случайной. Только больно уж своевременна эта случайность. Случайность очень выгодная ВПК США».
В позапрошлом году выпускник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Загидуллов фактически пусть косвенно, но помог конкурентам российских производителей авиатехники. В нынешнем году эта помощь была уже не косвенной, а самая что ни на есть прямая. Китайский автопром получил от Казани мощную финансовую подпитку. Цинизм ещё и в том, что в историю оказались втянуты казанцы, а забота об их интересах стала дымовой завесой – приобретение Казанью 200 НеФАЗов оказалось не более чем операцией прикрытия, предпринятой для отвода глаз. Якобы город покупает автобусы разных производителей. А то, что камазовскому дочернему предприятию достанутся деньги несоизмеримо меньше суммы, которая уйдет в Китай, это уже никого не должно волновать. Конкуренция!
Да, НеФАЗы немного дороже китайских автобусов. Но их обслуживание дешевле. К тому же все деньги остались бы в России, а не ушли в Поднебесную.
В своё время Никита Хрущев, советовал «догнать Америку, но не обгонять её. Чтобы американцы не увидели наш голый зад». Казанские власти своего голого зада не стесняются. Даже не думают о том, что Казань расположена не в Африке, дожди и снегопады у нас не редкость. А состояние ливнёвок и процесс расчистки зимних снежных завалов – оставляют желать лучшего. Смогут ли китайские автобусы ездить по нашим сугробам и огромным лужам? Вопрос остаётся открытым.
Под радостный шум презентаций незаметно отошли на второй план разговоры о новой транспортной схеме. Сегодня подконтрольные властям СМИ изображают перевозчиков, сопротивляющихся волюнтаризму мэрии, противниками обновления автобусного парка.
Мол, они хотят и дальше возить казанцев «на ржавых ПАЗах и «ГАЗелях». Хотя это совершенно не так. Перевозчики изначально выступают под лозунгом «Большие автобусы не ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ с «ГАЗелями» и ПАЗами!». Справедливости ради надо сказать, что перевозчики сами дали повод, чтобы вектор общественного настроения несколько изменился. Дело в том, что на следующий день после того, как в город пришла первая партия НеФАЗов, часть перевозчиков вышла на пикет. Власть немедленно использовала этот инцидент, чтобы выставить всех казанских перевозчиков в невыгодном свете – ретроградами, заботящимися только о своей выгоде. Но как выяснилось позже, к организации этой акции протеста пикетчики не имели никакого отношения. Заявку на проведение пикета подал человек, не имеющий никакого отношения ни к предпринимательству, ни к перевозкам, но называющий себя руководителем «профсоюза предпринимателей». А неискушённые в интригах перевозчики «повелись» на откровенную провокацию.
Тем не менее, борьба продолжается. Борьба за пассажиров. В которой, увы, и перевозчики, и пассажиры Казани оказались заложниками куда более серьёзных интересов людей, облечённых властью.
Статьи по теме:
Статья о статусе исключена
СФ одобрил договор о разделении полномочий с Татарией.
Республика равнее других
Госдума одобрила обновлённый договор с Татарией.
Появятся ли в России паспорта на татарском языке?
Путин снова внёс в Госдуму договор о разграничении полномочий с Татарией.
Пекин-Париж со всеми остановками
Век назад стартовал первый в истории автомобильный сверхмарафон.
На новую "Волгу" ожидается ажиотажный спрос
Современная "Волга" ГАЗ 31105 ведёт свою историю с 1970 года, когда началось производство автомобиля "ГАЗ-24".
Государство хочет сэкономить на машинах "скорой помощи"
Организаторы конкурса на поставку машин "скорой помощи" в российские медучреждения выдвинули ряд новых требований к техническим характеристикам автомобилей. Им отвечает только продукция "Группы "ГАЗ".
Новые "ГАЗели" приезжают быстрее
Медведев отчитался о нацпроектах перед депутатами.
Подсудимые обвинены в 9 религиозных убийствах
В Татарии под суд отданы члены "Исламского джамаата".
Путину показали, чем строят дороги
13 октября в центре Ярославля прошла выставка отечественной дорожно-строительной техники, приуроченная к выездному заседанию президиума Госсовета России.
В России создан первый двигатель стандарта Euro-4
Сегодня в австрийском Граце на полигоне AVL GmbH состоялся запуск первого прототипа нового рядного дизельного двигателя ЯМЗ-536, созданного конструкторами "Группы ГАЗ".
Последние статьи
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.