Генеральная прокуратура задержала пять человек в рамках длящегося с 2000 года дела о контрабандных поставках мебели в торговые центры «Три кита» и «Гранд». Скорее всего, возобновление старого дела связано с недавней отставкой генпрокурора.
Возобновление вчера подзабытого уже дела под названием «Три кита» и «Гранд» удивило многих: дело началось шесть лет назад, и уже казалось, что тихо забудется. Однако сейчас о деле вспомнили, явно намереваясь сделать его показательным.
Началось всё летом 2000 года, когда Государственный таможенный комитет расследовал деятельность предпринимателя Сергея Зуева, ввозившего в Россию мебель для «Трёх китов» и «Гранда». Сотрудники Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК обвинили бизнесмена в использовании фирм-однодневок, недостоверно декларировавших импорт и недоплативших $5 млн. таможенных пошлин за мебель. Эти деньги должны были вернуть глава «Альянс-95» Андрей Латушкин, гендиректор «Электро М» Юрий Чуриков и руководитель «Ламакса», владелец «Трёх китов» и совладелец «Гранда» Сергей Зуев.
Тогдашний глава Таможенного комитета Михаил Ванин, отчитываясь о работе за 2000 год, назвал дело «Трёх китов» одним из главных достижений комитета. По данным первого заместителя таможенной инспекции ГТК Михаила Берновского, с каждой грузовой фуры с мебелью недоплачивается примерно $10 тыс., общий же ущерб оценивается в сотни миллионов долларов.
Однако, как следовало из сообщений правоохранительных органов, предприниматели заплатили только половину требуемой суммы. Тогда материалы дела о контрабанде были переданы из ГТК в следственный комитет МВД, и дело было поручено следователю по особо важным делам Павлу Зайцеву. По данным ГТК, экономический ущерб государства от контрабанды мебели и её реализации в «Трёх китах» и «Гранде» в 1999–2000 годах составил не менее $8 млн.
Следственный комитет вышел тогда на многие причастные к контрабанде фирмы. В частности, под подозрение попал «СЭФ-Транс», которую возглавляли Андрей Стрипков и Павел Саенко. Но прямых доказательств против руководителей фирмы в МВД не было.
Тем не менее, Зайцев провёл в «СЭФ-Трансе» обыски, не имея на это письменного разрешения, и задержал двух человек: сотрудницу фирмы Алину Пирогову и бывшего работника таможенного терминала «Наро-Фоминский» Виктора Емельянова. Косвенными уликами против них стали телефонные книжки Пироговой, в которых были указаны номера телефонов «Трёх китов» и «Гранда», а также содержались указания, как себя следует вести на допросах.
Но уже через полгода, 7 мая 2001 года, Генпрокуратура совершила разворот на 180 градусов.
Она прекратила дело «за отсутствием состава преступления» и начала расследование действий следователей, которые вели дело. Сначала прокуратура занялась сотрудниками ГТК Александром Волковым и Маратом Файзулиным: таможенников обвиняли в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий. По мнению прокуратуры, Волков и Файзулин неправомерно наложили санкции на владельца «Трёх китов» Сергея Зуева, так как последний якобы не имел отношения к фирмам, контрабандно ввозившим мебель. А затем уголовное дело было возбуждено уже в отношении Павла Зайцева за проведённые им обыски и задержания в «СЭФ-Трансе».
«- В 2003 году я получила дело следователя Зайцева, которому Генпрокуратура предъявила обвинение в превышении полномочий, – рассказывает судья Мосгорсуда в отставке Ольга Кудешкина. – Мосгорсуд по нему уже вынес оправдательный приговор, но Верховный суд указал на якобы допущенные при этом нарушения и просил рассмотреть дело, устранив нарушения. Затем дело внезапно было передано другому судье, очевидно, более управляемому со стороны обвинения».
«- Генпрокуратура загубила дело о "Трёх китах" и необоснованно привлекла к ответственности следователя Зайцева», – считает Кудешкина.
Далее с делом начали происходить совсем странные вещи: производство по нему то возобновлялось, то прекращалось. Кудешкина связывает возобновление дела с объявленной президентом программой борьбы с коррупцией на таможне.
Однако источник в правоохранительных органах считает, что о деле вспомнили после смены власти в самой Генпрокуратуре, а именно после отставки генпрокурора Владимира Устинова.
Тогда, в момент разворота дела, наблюдатели связывали превращение следователей в обвиняемых с тем, что у фигурировавших в деле бизнесменов были высокие покровители именно в Генпрокуратуре.
Сейчас прокуратура сообщает, что суд уже выдал ордер на арест задержанных. Судя по всему, это Андрей Саенко, Сергей Зуев, Андрей Латушкин, главный бухгалтер московского представительства латвийской «ФМ Группы» Ирина Подсотская и её супруг, менеджер в этом же представительстве Павел Подсотский. «- К настоящему времени установлено, что только в 50 партиях контрабандным путем в Россию было ввезено около 400 тонн мебели и других товаров, общей стоимостью 62 млн. рублей, – рассказали в Генпрокуратуре. – При этом не были уплачены таможенные платежи на сумму более 18 млн. рублей».
В «Гранде» заявили, что «никто из работающих у нас людей не задержан». Однако в компании отказались сообщить более подробную информацию о деле и о судьбе людей, упомянутых в сообщении Генпрокуратуры.
Сейчас прогнозировать исход дела очень сложно, однако, скорее всего, бизнесменам на этот раз не удастся легко избежать наказания. Вполне возможно, это дело будет превращено в показательное, поскольку интерес к нему СМИ возбудить достаточно легко, обстоятельства дела ещё многие помнят. Однако есть вероятность, что это дело опять породит противостояние между различными силовыми структурами. «- Я очень хочу, чтобы дело не превратилось в очередное разбирательство между органами власти, чтобы это действительно было борьбой с коррупцией», – говорит Кудешкина.