Дело в том, что с января бесплатное питание для детей до двух лет стало платным. Точнее, изменился порядок финансирования молочных кухонь из бюджета республики. Если раньше их услуги напрямую оплачивало государство, то теперь деньги (от 200 до 450 рублей в месяц) выплачиваются родителям, а те покупают продукты в раздаточных пунктах. Но когда появился выбор, люди задумались — а почему они должны нести эти деньги именно в молочную кухню?
Все врачи согласны: правильное и полноценное питание — важнейшее условие для развития ребенка, особенно в этом нежном возрасте. Не скажется ли “монетизация” на здоровье подрастающего поколения? Ведь если спрос на продукцию молочных кухонь будет падать и дальше, они просто закроются по причине хронической убыточности.
На днях в “молочной” проблеме разбиралась коллегия территориального управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике. Ее специалисты считают, что адекватной замены продукции детских молочных кухонь в торговой сети просто нет. Продукты, которые можно найти на полках наших магазинов, чаще всего имеют в своем составе различные пищевые добавки, противопоказанные малышам. А “чистых” завозят мало, да и стоят они довольно дорого. Не без греха и сами “кухни”. Ассортимент у них бедноватый, упаковка оставляет желать лучшего. А работа козловской молочной кухни, например, месяц назад и вовсе была приостановлена из-за несоответствия санитарно-гигиеническим требованиям — косметический ремонт там не проводился уже пять лет. В чебоксарской ДМК № 1 со стен тоже вовсю отваливается облицовочная плитка, отслаивается штукатурка. Можно ли в таких условиях ручаться за качество продукции?..
Впрочем, “хоронить” молочные кухни на местах пока не спешат. Во всяком случае, начальник Управления здравоохранения и социальной политики администрации Чебоксар Д. Марков заявил, что свои кухни город намерен сохранить. Чтобы снизить себестоимость продукции, их структуру оптимизируют, “уплотнят”, ведь каждый лишний квадратный метр площади — это и налоги, и коммунальные расходы.
А нужно ли вообще сохранять громоздкую систему детских молочных кухонь в неизменном виде? Ведь она сложилась в двадцатые годы прошлого века и нужна была, чтобы уберечь детей от голода. Нигде в мире ничего подобного нет, да и во многих соседних регионах она исчезла уже несколько лет назад. А. Кириллов, начальник управления Минздравсоцразвития ЧР, считает, что эта система морально устарела. От “кустарщины” пора перейти к полноценному промышленному производству детского питания. Специализированный цех, который будет снабжать всю республику, можно открыть при одном из молочных заводов. Проблема стабильного качества и упаковки решится сама собой. В свое время такой цех в Чувашии даже собирались было построить, но помешали экономические передряги. Может быть, пора вспомнить об этих планах?
А педиатрам остается убеждать родителей потратить “детские” деньги именно на творожок с биолактом. Прислушаются ли они?