Напомним: новая редакция федерального закона о госрегулировании производства и оборота спирта и алкогольной продукции отменила региональные акцизные марки, появились федеральные специальные марки нового образца (а для импорта – новые “акцизки”). Сделано это для того, чтобы поставить надежный заслон “левому” алкоголю.
Как поясняют республиканские налоговики, на каждую марку наносится особый штрих-код, все данные прямо с заводского конвейера (или от оптовика, если речь идет об импорте) будут поступать в единую государственную автоматизированную информационную систему – ЕГАИС. И, по идее, путь каждой бутылки можно будет проследить от производителя до магазина. Подделать марки очень сложно: у них 16 степеней защиты. Это традиционный фоновый рисунок из мелких переплетенных линий, металлизированная голограмма с микрошрифтом и насечками. Уголки марки светятся в ультрафиолете, а на просвет, через прозрачную бутылку, можно заметить рисунок из нитяных вкраплений. Бумага, на которой напечатаны марки, вся в мелких просечках – то есть если попробовать отлепить марку, чтобы переклеить ее на другую бутылку, то она сразу порвется.
Еще одно новшество: для разных видов напитков марки сделаны разных цветов. Натуральные вина маркируются зелено-желтыми, шампанское и игристые вина – желто-синими, прочие – сиренево-зелеными марками. Настойки, наливки и т.д. крепостью от 9 до 25 градусов – серо-красными, крепкие напитки – розово-оранжевыми. Для крепкого алкоголя в разной таре предусмотрены и свои марки: «до 0,1 л», «до 0,25 л», «до 0,5 л», «до 0,75 л», «до 1 л» и «свыше 1 л». Если прежде марки клеились строго поверх пробки (так что при открывании бутылки обязательно рвались), то теперь это требование отменено, их можно размещать в любом месте.
Пока в наших магазинах в основном торгуют напитками, произведенными до 1 января и маркированными по прежним правилам. Такое право розничным продавцам дает федеральный закон: этот переходный период продлится до 1 июля. Но вся продукция, произведенная с 1 января, снабжается только новыми марками. Из-за этого производство чуть не весь январь и стояло: в ряде регионов не было новых марок, где-то заводы не успевали установить оборудование и программы для ЕГАИС.
Российские эксперты предсказывают, что часть произведенного в прошлом году алкоголя попросту придется уничтожить. Ведь если оборот недорогой водки высок, то элитные сорта алкоголя (как и сувенирную продукцию) покупают все же не так часто. И есть опасность, что торговля не успеет распродать все старые запасы. Тем более что с 1 января частным предпринимателям уже не выдают лицензии на торговлю спиртным, а с 1 июля торговать алкоголем смогут только организации – юридические лица.