На пресс-конференции 12 июля министр промышленности и инноваций Нижегородской области Василий Суханов сообщил, о том, что регион намерен серьезно бороться за размещение на своей территории особых экономических зон. На это претендуют еще порядка 30 регионов России.
«Сейчас идет отбор проектов но научной зоне, но еще мы работаем по направлению производственной зоны, - сообщил министр. - Чем это вызвано? Все вы знаете, что в 2003 году губернатор Нижегородской области обратился к президенту РФ с просьбой на федеральном уровне помочь в разрешении той критической ситуации, которая сложилась в городе Дзержинске. Президент поддержал инициативу губернатора. Но, к сожалению, на федеральном уровне не было законодательного механизма развития депрессивных территорий и перехода их в режим устойчивого развития за счет предоставления данной территории льгот и преференций. Тогда это не получилось, и были разработаны меры по конкретным предприятиям. Результатом этого стало, что в 2004 году нефтехимия из разряда убыточных отраслей перешла в разряд прибыльных, по итогам первого квартала 2005 года у нас по нефтехимии самые высокие показатели темпов роста. Но в тот момент, когда Министерство экономики РФ давало заключения на те мероприятия, которые мы предлагали, они сослались, что к этому вопросу можно вернуться, когда будет принят закон об особых экономических зонах. Таким образом мы от федеральной власти в 2003 году получили такой законодательный вексель, и сейчас мы этот вексель предъявляем для его оплаты».
С территорией для промышленной ОЭЗ практически определились - дзержинская промзона инфраструктурно полностью обеспечена.. Особая экономическая зона производственного типа должна специализироваться на нефтехимии и автопроме. Почему именно в этих двух направлениях? Потому что в бизнесе надо заниматься тем, что лучше всего получается.
В рамках тех событий, которые на международной арене сейчас происходят с РФ – то, что Россия ратифицировала, хоть и с оговоркой Киотский протокол и готовится к ратификации договора по ВТО – актуальность создания особых экономических зон очень велика. Потому что в рамках глобализации рынка, регионы, страны сейчас уходят от очень широкой конкуренции. Уровень конкурентоспособности определяется узким направлением выпускаемой продукции. Эффективно развиваются те предприятия, которые уходят от натурального хозяйства и концентрируют свои усилия на выпуске головной продукции – эти предприятия развиваются успешно. В рамках вступления России в ВТО и ратификации Киотского протокола встает очень серьезный вопрос доступа России к современным технологиям. Потому что Киотский протокол начинает нас ограничивать по экологическим технологиям, с точки зрения влияния технологий на среду. ВТО – хоть и говорят, что дискриминационных мер в отношении товаров, которые производятся в России, предприниматься не будет, а будет полностью открыт рынок для товаров, которые в России не производят, - вот это и есть основная дискриминация, которая угрожает России. Потому что нам нужны современные технологии, нужна современная конкурентоспособная продукция, которую мы должны потреблять и на основании этого развивать свою продукцию. Уже сейчас на международном уровне, на международных рынках, мы имеем факты, когда Россия дискриминируется с точки зрения приобретения современных технологий.
Дискриминация России и товаров, производимых в России, может осуществляться по двум направлениям – в рамках ратификации протокола вступления в ВТО и Киотского протокола. Вступление в ВТО – сейчас договариваются, что импортные таможенные пошлины на ввозимые автомобили – 25 процентов, в то время как говорят, что в ряду автопроизводящих стран Россия будет находиться на уровне Китая, Индии и Бразилии. В данных странах уровень таможенные пошлин на иномарки состаляет 48-50 процентов. Здесь я вам на цифрах показываю дискриминацию отечественного товаропроизводителя. При вступлении России в ВТО планируются льготы и дискриминация импортных товаров той категории, которая производится в России. А товары и технологии, оборудование, которые в России не производятся - они выплескиваются на российский рынок. Тем самым на более высоком уровне номенклатура товаров, там где высокое качество товаров, высокая конкурентоспособность, российские товары просто получают экономическую дискриминацию. Они на льготных условиях в Россию ввозятся и российскому товаропроизводителю становится просто тяжело конкурировать.
Что касается Киотского протокола, который в первую очередь регламентирует загрязнение окружающей среды и квоты по промышленным мощностям по странам. Среди проектов, которые мы рассматривали есть проект, который позволяет осуществить мониторинг территории с точки зрения тех требований, которые предоставляются Киотским протоколом. В Киотском протоколе сказано, что если мониторинг территории не осуществляют, то принимается довольно-таки дискриминационная мера. Если мы не осуществляем мониторинг территории, на Россию накладывают дискриминационные меры в направлении доступности на нашу территорию современных технологий, в первую очередь – нефтехимия. И вот эти особые экономические зоны являются центром привлечения этих технологий.
При рассмотрении проектов существуют только две проблемы, но они очень серьезны – менеджмент и финансирование. Основная задача сейчас финансовые потоки направить через научный оборот, научные достижения адаптировать к условиям рынка посредством создания на базе этой научной мысли коммерчески добавленной стоимости. И вот эти вот центры трансферта технологий – особые экономические зоны – здесь просто очень большую роль должны сыграть.
С федеральным правительством по проекту особых экономических зон работает и аппарат полномочного представителя президента, и областное правительство, и Законодательное собрание, и общественные организации. Усилия консолидированы на здравом смысле.
Бытует мнение, к сожаление, что особые экономические зоны – это на любом ровном месте расстелить скатерть самобранку и оттуда посыплются всякие блага для этой территории. Нет. В настоящий момент порядка 30 субъектов РФ заявили, что целесообразно создать на их территории такие зоны. Но и по научной зоне, и по производственной Нижегородская область хорошо преуспела. Президент дал указание ускорить закон, который с 2002 года между Минэкономики и Минфином курсировал – никак они не могли определиться, на основании тех впечатлений и тех выводов, которые он сделал в 2005 году, когда ему представили четыре проекта, один из них был нижегородский. И второе – целесообразность рассматривать Дзержинск как территорию предоставления льгот и преференций.
Дарья КАЗАНЦЕВА.