Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 2004 года

А ты не лётчик

Лига-пресс, (18:47) 02 февраля 2005 г.

А ты не лётчик
                    В московский прокат выходит претендент на 11 фигурок «Оскара» – фильм Мартина Скорсезе «Авиатор», экранизация одной из самых захватывающих биографий прошлого века с Леонардо Ди Каприо.

Жизнеописание Говарда Хьюза, первого американского миллиардера, нефтедобытчика, продюсера 40 фильмов, в числе которых «Ангелы ада», «Человек вне закона» и «Лицо со шрамом», лётчика-рекордсмена, строителя самолётов и изобретателя бюстгальтеров без лямок, человека, изменившего игорный бизнес США и продвигавшего развитие самых передовых технологий, режиссер Мартин Скорсезе разместил, как на прокрустовом ложе, между двумя репликами: «Ка-че-ство» (с расстановкой повторяет за матерью мальчик, которого она моет в корытце посреди роскошной гостиной) и «Наше будущее» (произносит много раз подряд полубезумный Хьюз на приёме в честь первого и единственного полёта «Геркулеса», самого большого в мире самолёта, придуманного и построенного благодаря миллиардеру-авиатору).

Это история о перфекционисте, тащившем человечество в будущее.

Между этими эпизодами урывками и скачками, пренебрегая иногда ясностью логики, скачет повествование «Авиатора» (Aviator). Ухабистость этого довольно длинного путешествия объясняется отнюдь не недостатком мастерства постановщика. Скорсезе выбирает из головокружительной жизни Хьюза ключевые вершины и перепрыгивает с одной на другую, предполагая, что объяснять ничего не надо, поскольку все и так в курсе, о чём в принципе идёт речь.

Выбор эпизодов не отличается оригинальностью. Съёмки военно-воздушной эпопеи «Ангелы ада» в конце 20-х. Этот фильм принес Хьюзу первый успех кинопродюсера и превратил его в страстного лётчика-испытателя-изобретателя. Роман Хьюза и кинозвезды Кэтрин Хёпберн (Кейт Бланшетт). Далее режиссёр ещё обмолвится о прочих голливудских романах, которыми так славился его герой. Буквально мельком появится в фильме ещё одна знаменитая подруга Хьюза – актриса Ава Гарднер (Кейт Бекинсейл), роль которой в жизни Хьюза, если судить по фильму, не очень ясна.

Расскажет Скорсезе о том, как Хьюз поставил рекорд скорости в 1935 году на спроектированном им самолёте, как в 1938 совершил легендарный кругосветный полёт всего за 91 час – ещё один тогдашний рекорд, как, испытывая в 1946 году очередной самолёт, разбился и стал инвалидом. Как воевал с сенатской комиссией, обвинившей его в бессмысленной растрате бюджетных денег во время войны. Наконец, Скорсезе не оставил без внимания выдающееся сумасшествие Хьюза, запершегося на несколько лет в гостиничном номере и управлявшего своей огромной финансово-промышленной империей с помощью записочек, которые подсовывал под дверь.

В безумной мешанине событий, подвигов, дат и имен постоянно присутствуют два ключевых момента: самолёты и расстройство рассудка.

Безумие Хьюза – такое же исключительное достижение, как его авиационные рекорды. Хьюз с детства, вероятно благодаря матери, боялся всяческих микробов. Он не здоровался ни с кем за руку, не мог прикоснуться к дверной ручке и т.п. Закончилось же всё совершенно великолепной паранойей. Сидя в своем гостиничном заточении, он месяцами не стригся и не мылся. Панически боялся слежки. Никого не допускал к себе, кроме нескольких слуг, специально нанятых мормонов. Его посещали невероятные планы.

Рассказывают, например, анекдоты, будто Хьюз хотел дать взятку президенту Никсону, чтобы тот прекратил ядерные испытания в Неваде, или что он скупал в Лас-Вегасе казино, которые, вообще-то, ненавидел, чтобы все их потом закрыть, а на месте города построить космодром. Об этом в фильме, правда, ничего нет. Но всего, конечно, не расскажешь.

Всё это само по себе настолько захватывающе, что может заставить вас забыть о фильме и заинтересоваться более серьёзно этим человеком.

И разыскать документальный фильм «Говард Хьюз: человек и безумие», в котором детально описаны последние, самые загадочные годы его жизни или игровой «Удивительный Говард Хьюз» с Томми Ли Джонсом, вышедшим на экраны в 1977 году, через год после смерти Хьюза – из этой подробной кинобиографии можно получить сведения почти обо всех фантастических романах авиатора. Но Скорсезе, разумеется, не собирался стимулировать любознательность зрителя.

Режиссёр должен был дать Америке ещё одну икону. Показать ей «Гражданина Кейна» начала нового века. В принципе, существуют два противоположных мнения о Хьюзе. Одни говорят о нем как о пижоне, которому посчастливилось родиться достаточно богатым, наглым и предприимчивым, чтобы решиться на грандиозную сделку по приобретению места в истории. Другие, к которым примкнул и Скорсезе, видят персонаж романтический, героя великого прошлого, когда планы были дерзкими, подвиги невероятными, женщины ослепительными, а мужчины блистательными.

И, разумеется, чем ярче блеск, тем резче должна быть тень. Так что если уж гений настоящий, то непременно и безумец должен быть тоже не игрушечный.

Выбор актера определяет успех или провал такого проекта. И то, что Скорсезе решил работать с Леонардо Ди Каприо, который и придумал этот проект, но всё равно проходил кастинг у маэстро, очень странно. Вероятно, режиссера вдохновила игра Ди Каприо в «Бандах Нью-Йорка», где тот показал себя очень неплохим бойцом, по неистовству приближающимся к самым кровавым воплощениям Мэла Гибсона. В общем, и в «Авиаторе» Ди Каприо демонстрирует высокий профессиональный класс.

Превращение мачо, инженера, героя страны, ловкого дельца и провидца, каким был настоящий Хьюз, в странного психа, окружившего себя стерильными мормонами – кажется, беспроигрышный материал для серьёзного драматического актёра. Но Ди Каприо человек совершенно из другой колоды. Как любая звезда, он не просто актёр, а уже готовая матрица, которая принципиально меняет характер персонажа. В его исполнении Хьюз выглядит везучим сукиным сыном (так, кстати, сам себя называет Ди Каприо), пацаном, для которого его собственная голова оказалась слишком умной, чтобы с ней справиться.

Вряд ли Скорсезе добивался такого эффекта. Просто ему не удалось справиться с Ди Каприо.

Великий безумец оказался заигравшимся мальчишкой, а великая жизнь превратилась в декорацию.

Скорсезе задумывал эпос о герое нации, в котором сфокусировались ключевые мифологии века – технократическая, кинематографическая и сверхчеловеческая. О титане, поверженном не менее важной для прошлого века фобией – патологической боязнью болезней (не важно даже, какова на самом деле природа безумия Хьюза). Но фильм получился мельче заложенных в него идей. И теперь Скорсезе получает награды и восторги больше за замысел, нежели за воплощение.

            «Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

«Интервидение» возвращается: Путин возрождает легендарный музыкальный конкурс в Москве

Россия официально объявила о проведении обновлённого конкурса «Интервидение» в 2025 году. Как советское наследие превращается в площадку для культурного диалога стран БРИКС.

«Работа не вол»: учителя требуют платить за переработки, но шансов мало

Профсоюз педагогов предложил считать сверхурочными часами нагрузку свыше 18 уроков в неделю. Минпросвещения игнорирует проблему, а коллеги-эксперты спорят: повышение ставок или оплата переработок спасёт школы от коллапса?

Россия вкладывает 210 миллиардов в лекарства от старости и рака: что изменится в медицине

Вице-премьер Татьяна Голикова обозначила приоритеты масштабного нацпроекта по здоровью — от замедления старения клеток до персонализированных препаратов против рака. Рассказываем, на что пойдут деньги и какие технологии станут доступнее.

Трамп связал авиакатастрофу в Вашингтоне с очками ночного видения: что известно

После столкновения пассажирского самолета и военного вертолета над Вашингтоном Дональд Трамп предположил, что экипаж вертолета мог не заметить лайнер из-за очков ночного видения. Расследование продолжается, но уже сейчас возникают вопросы к действиям пилотов и диспетчеров.

Трамп возрождает «Звездные войны»: Новая эра ПРО и радикальные реформы армии США

Администрация Трампа объявила о создании масштабной системы противоракетной обороны, напоминающей программу Рейгана, и радикальных изменениях в вооруженных силах — от запрета трансгендерам служить до реабилитации противников вакцин.

Красноярские учёные создали чип для мгновенного обнаружения метастазов: прорыв в онкодиагностике

Миниатюрное устройство на основе ДНК-аптамеров способно выявлять раковые клетки в крови до образования вторичных опухолей — новая технология может спасти тысячи жизней.

Герой нашего времени: Александр Тихонов возглавит ключевой пост в Приволжье

Кавалер трёх орденов Мужества Александр Тихонов, участник президентской программы «Время героев», назначен заместителем полпреда в ПФО. Подробности карьерного взлёта ветерана СВО и стратегические задачи нового назначения — в эксклюзивном материале.

«Он просто звонил и представлялся сотрудником ФСБ»: Как рецидивист из Марий Эл лишил Ларису Долину 200 миллионов и что ждёт его сообщников.

Расследование громкого дела о хищении 200 млн рублей у Ларисы Долиной: как рецидивист из Марий Эл создал сеть подставных лиц, заставил певицу продать квартиру и почему расплачиваться за аферу будут десятки людей.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости