Религиозного накала драма «Команда 49: Огненная лестница», посвящённая пожарным, объясняет недавнее помешательство одной секретарши из Нью-Йорка.
Этому фильму не место в бокс-офисе. О нём нельзя писать рецензии – какой смысл обсуждать жизнеописание святого. Пожалуй, и в прокат его выпускать не следовало бы.
На святых грех зарабатывать. А показывать картину «Команда 49: Огненная лестница» («Ladder 49») надо сразу по телевизору, в нашем случае после «Времени» и без рекламы, конечно.
Главная роль досталась Хоакину Фениксу – и он старается так, что хоть икону с него пиши. Его герой не просто пожарный, это святой человек, проживший совершенно безгрешную жизнь и умерший праведником.
Характерно, что приходит он в наш мир как бы ниоткуда. Мы знаем только, что в один прекрасный солнечный день симпатичный подтянутый парень с открытым взглядом явился служить в пожарную команду номер 49. Там его ждали хорошие храбрые ребята, командует которыми опытный капитан, потомственный пожарный в исполнении Джона Траволты. Как положено, они разыгрывают новичков – предлагая им исповедаться.
Причём когда смотришь этот эпизод, ловишь себя на том, что предложение это кажется совершенно естественным, а шутка не очень-то и смешной. Ну да, а почему бы, собственно, им не исповедоваться. Ведь парни каждый день идут на смерть.
Собственно, смерть и стала рамкой, в которую вставлена жизнь нашего героя.
В самом начале картины он, спасая человека из горящего склада, сам оказывается в ловушке. Товарищи пробиться к нему не могут. Пожарный ждёт неминуемой гибели и производит ревизию своего земного пути.
Путь славный, прямой и чистый. Вот он, первый потушенный пожар. Вот встреча с хорошей девушкой, которая станет его женой и родит мальчика и девочку. Десять лет пройдут перед глазами за десять минут. В этом пути не было конфликтов и серьёзных врагов, а сомнения были, но, правда, не очень мучительные. Трагически гибли товарищи.
Жена плакала и говорила, что он слишком рискует — подумай о детях! Но герой шёл дальше, в новые горящие здания, спасал чужих детей и взрослых.
Его врагами были не хулиганы-поджигатели, и не безумные пироманы, и не террористы, и не халатность с разгильдяйством. Единственным врагом стала стихия, огонь, адское, в сущности, пламя. Потушить его человечество не в силах, поскольку пробивается оно из преисподней и уносит всё новые и новые жизни. Но есть на свете святое воинство, которое противостоит этому универсальному и вечному злу. И всё вышесказанное, в общем-то, не преувеличение.
Именно таков пафос «Огненной лестницы», почти религиозный накал. Душа, хочешь не хочешь, воспламеняется.
Конечно, в этом фильме есть бытовой план, приближающий к нам героев, делающий их понятнее, похожими на простых людей. Но это, конечно, только маскировка.
Необходимость в подобном произведении, конечно же, назрела. Обойти фигуру пожарного в современной американской мифологии просто невозможно. После беспримерной доблести, проявленной пожарными 11 сентября 2001 года, они стали национальными героями. Тогда им удалось вывести из горящих зданий около 30 тысяч человек. 343 пожарных погибли. Страна смотрит на героев снизу вверх. И вполне оправданным представляется, например, поступок одной секретарши с Уолл-Стрит, изменившей мужу с тремя сотнями нью-йоркских пожарных. Она встречалась с ними на рассвете, перед началом утренней смены, и любила со всей патриотической страстью, совершенно бесплатно. Газеты подняли скандал, муж подал на развод, пожарное начальство провело чистку рядов, а все остальные поняли, что женщина рехнулась не оттого, что беспутная блудница, а от желания прикоснуться к святому. Теперь сделать то же самое можно, не вступая в конфликт с супружескими обязанностями, хотя и не бесплатно.
В «Огненной лестнице», впрочем, ни единым словом на 11 сентября не намекают.
Что, в общем-то, и правильно. Зачем говорить то, что и так все поймут без лишних слов.
«Газета.Ru»