Дмитрий Астрахан сделал свой новый фильм... Написав эту мрачную готическую фразу, я задумался. Уместно ли вообще писать в жанре рецензии об этой беззаконной птице отечественного кинематографа, давно уже находящейся в трансцендентном полете, вдали от жалких пингвинов, забившихся в расщелины эстетических канонов? Летит чайка. Спят усталые львы и куропатки. А она летит, одна в стратосфере. А кто еще? Разве Эйрамджан. Да и то...
Да, писать или не писать. Но новый фильм - “Темная ночь” - уже на экранах. Не дремлет родная редакция. Нужно соответствовать. Учить птичий язык. Доставать любимую двустволку...
Первый патрон - самому Астрахану. Дважды доводилось лицом к лицу сталкиваться с этим неординарным человеком, дабы в фестивальной суете записать на записывающие устройства его слова. Из записанного усвоилось, что главное в искусстве - успех. Нет успеха, нет и искусства. Всякие па и па-де-де - ограниченным эстетам. Прием настоящего мастера - бросок через бедро. Поскольку броски бросать - дело ловкое и быстрое, то за свою борцовскую карьеру Астрахан наделал фильмов, как известный короткохвостый зверь - ушастых детей. “Изыди!”, “Ты у меня одна”, “Все будет хорошо”, “Четвертая планета”, сериал “Зал ожидания”, “Из ада в ад”, “Перекресток”, “Желтый карлик”, “Контракт со смертью”, “Алхимики”, “Леди на день”. Были еще “Подари мне лунный свет” и совсем свежий сериал “Фабрика грез”. Но первый опус маэстро лишил своей фамилии в титрах, так как крылья ему подрезали те самые пингвины, засунувшие его картину в прокрустово ложе своих продюсерских требований. Второй полет астрахановской фантазии был прерван позорными измерителями рейтингов - “Фабрику грез” на НТВ сначала перенесли с прайм-тайма (20.50) на обочину (17.25), а потом (редчайший случай!) вообще сняли с эфира. Но это так, ухабы. А вершина одна - 14 наименований (хотя, может, и больше, всего Д.А. аршином не обнимешь, он сыпуч и раскатист) за чертову дюжину лет! Спи, Стаханов, под пятой Астрахана.
Второй патрон, как и положено, - в “Темную ночь”, вслед последнему на сегодняшний день рейсу альбатроса. Трудно не заметить, что Астрахана давно и постоянно преследует некая идея под условным девизом “Здравствуйте, я ваша тетя”. Если вспомнить одноименный фильм, то его проблематика “бедность - богатство - смешение первого со вторым - любовь - выбор” и есть главная составляющая творчества Д.А. Говорят, “Темную ночь” снимали “в течение двух лет в обстановке полной секретности”, утверждали, что “Астрахан готовит новую осовремененную версию ”Ромео и Джульетты". Добавим сюда до кучи Золушку, принца с нищим, притчу о блудном сыне и десяток фильмов самого Астрахана.
“Он - сын миллионера. Она - безбашенное дитя улиц”. Это из официальной аннотации. Продолжим. Ему надоело переедать, ей - недоедать. Их глаза встретились, тела переплелись, но мешала разность мировоззрений. Мировоззрения царапались и кололись. Он бил хулиганов, помогал маленьким девочкам и был похож на чемпиона мира по боям без правил Андрея Семенова. Она была похожа на глупую кокетливую старшеклассницу, которую отправили на подшефный концерт в войсковую часть. Поэтому она старательно таращила глаза, послушно кроила из лица эмоциональные знаки и работала единственным имеющимся в ее актерском багаже инструментом - внешностью бывшей ведущей Муз-ТВ Елены Крестининой. Кстати, из-за фильма Семенов имел неприятности с западными импрессарио, а Крестинину поперли с канала. Подлинная мелодрама не заметила границ кадра.
Вообще же астрахановские мизансцены своей детской непосредственностью напомнили школьную самодеятельность. Кипят подростковые страсти, русалка на ветвях сидит, под деревом курит водопроводчик. В самых трагических моментах хочется неприлично заржать. Может быть, это и есть настоящий российский трэш? Тогда и участие в фильме замечательного актера Дмитрия Назарова, всего несколько мгновений изображавшего набравшегося по самые бакены кинорежиссера, оправданно. Трэш, бывает, со временем превращается в культовую классику...
Но вернемся к мировоззрениям. В конце концов их (тех, что Он и Она) разделила темная ночь. То есть неравенство социальных статусов. Она покатила кресло с мужем-инвалидом, он - коляску с дитем от брака по расчету. Но, несмотря на этот контрастный багаж, эх, любовь-морковь, полено в дым, они все равно вместе. Встречаются темными ночами со светлыми намерениями.
Все-таки господин Астрахан странным образом вызывает восхищение. Так пораженно крякает в усы матерый сторож, увидев, как в очередной раз лезет через забор за кислыми яблоками маленький поганец, которому он намедни надрал уши и отбил задницу. “Чего тебе, милый?” - спрашивает дед, крепко держа непоседливое чадо за нос. “Пошмотреть, штарый пень”, - дерзит уловимый мститель. Д.А., наущенный своим постоянным сценаристом Олегом Даниловым, не просто лезет через забор киноиндустрии и дерзит кинообщественности, но и пытается накормить нас кислыми яблоками, свято веря в то, что они полезны для нашего здоровья.
Павел ТИМОШИНОВ.
"Нижегородские новости".