Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 2004 года

Просто и супер

Нижегородские новости, (12:27) 08 октября 2004 г.

Просто и супер

В очередной раз в Нижнем Новгороде прошли гастроли Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. Четыре вечера зал “Комедiи” заполнялся сотрудниками  Альфа-банка  (генерального спонсора гастролей)  и администрации города, нижегородскими театральными деятелями и журналистами, а также другими зрителями. “Табакерка” привезла три совсем новых спектакля из своего репертуара  и один довольно старый, но аншлаговый.

Начались гастроли с постановки “Воскресенье. Супер”, славной не столько актерским составом, сколько авторским. Во-первых, это переложение романа Льва Толстого модными екатеринбургскими драматургами братьями Пресняковыми (им же принадлежат нашумевшие в столице пьесы “Половое покрытие” и “Терроризм”). Во-вторых, это режиссерская работа Юрия Бутусова, чье имя у театроманов сейчас тоже на слуху. Главные роли - Нехлюдова и Катюши Масловой - замечательно исполняют Виталий Егоров и молодая “звездочка” “Табакерки” Ангелина Миримская. Из других запоминающихся актерских работ “Воскресенья...” - два персонажа Михаила Хомякова: старик-инвалид и начальник тюрьмы, произносящий блестящий монолог о необходимости любви чиновника к людям.

Если из книги русского классика выудить самые интересные мысли и превратить их в сценические образы, то два часа, что идет спектакль, окажутся более чем насыщенными и содержательными. Именно это “снятие пенок” и совершили авторы постановки. Взяли центральную сюжетную линию, изъяв все прочие. Обставили действие эффектной сценографией. На сцене много чего присутствует, все движется и все что-нибудь значит. Запоминаются проходы актеров по кругу с деревянными крестами, флагами, граблями, косами и метлами; стол с белой скатертью во всю ширину сцены, за которым трапезничает свет; “трупы”, которые герою предлагается в буквальном смысле воскресить; стеклянный экран, установленный на шкале роста и как бы отделяющий Нехлюдова от людских бед (вспоминаются слова Толстого про “числитель” и “знаменатель” и еще почему-то лесковский святой скоморох, разбивший стеклянную стену со словом “самомнение”)...

В общем, в спектакле множество визуальных метафор, способных воскресить в сознании идеи великих людей. А главное - легко считываемых даже теми, кто Толстого не читал. Есть также фразы, явно вышедшие не из-под пера классика, зато обращающие на себя внимание публики, вроде: “Япония - страна грязных программистов, Россия - страна чистых хлебопашцев!” или “Чтобы почистить душу, надо полностью отказаться от жирной пищи!” Ну и восклицание “супер!”, которым светские дамы встречают ушедшего в народ героя. Спектакль выглядит удачной пародией на современную тусовку и попыткой озадачить ее представителей, склонных к самокопаниям, проклятыми вопросами. То есть в итоге “Воскресенье. Супер” призвано стать метким попаданием именно в тех, кто способен в Москве купить билет на модную премьеру респектабельного театра.

* * *

Непростым испытанием для тех, кто покупается на громкие имена, стал спектакль “Когда я умирала” - сценическая версия романа Уильяма Фолкнера “As I Lay Dying”. Главная героиня, которую играет Евдокия Германова, почти весь спектакль присутствует на сцене безмолвно, как призрак, лишь однажды произносит монолог. Да и все действие - проводы героини в последний путь за тридевять земель, приключения гроба, семейная трагедия - спрятано за странными монологами.

И без того сложная постановка по сложному автору усугублялась тем, что не все зрители - по причине перегруженности зала - могли ее увидеть полностью. Многим пришлось смотреть на сцену, стоя на одной ноге и буквально в полглаза. Так что вглядываться в искаженное сценическое пространство и прислушиваться к паузам и фолкнеровским синтаксическим конструкциям казалось пыткой. Ажиотаж на показе был редкостный, хотя вообще-то этот спектакль из серии “не для всех”. Воспринимать его могли разве что специалисты в творчестве Фолкнера и знатоки театра абсурда.

* * *

Зато абсолютно “нераскрученная” постановка под названием “Солдатики (Подсобное хозяйство)” - режиссерский дебют Дмитрия Петруня по пьесе провинциального драматурга Владимира Жеребцова - оказался самым ярким событием этих гастролей. Во всяком случае, если признаками отличного спектакля считать ком в горле у зрителя и почти нескончаемые овации под занавес. Столичной критикой “Солдатики” квалифицируются как спектакль старый, добрый и традиционный. Может быть, в этом и его превосходство.

В подсобном хозяйстве на Байконуре (то есть возле хлева) несут скромную службу деревенский парень сержант Хрустяшин (Алексей Гришин) и питерский очкарик рядовой Новиков (Артем Семакин). Первый не слишком тонко организован, интеллектом не обезображен, скуки ради поначалу изображает из себя “деда”, в письмах родственникам врет, что служит в секретных войсках. Второй верует в Бога (из-за чего имеет репутацию трудно сходящегося с людьми и не вступает в комсомол), читает стихи, ищет во всем происходящем логику и не умеет врать. Периодически возникающий с приказами офицер ничего в этом мирке не решает, а решают совсем другие персонажи - стройбатовские “братки” под предводительством инфернального героя Алексея Панина по прозвищу Бес. А в конечном итоге решать приходится каждому из главных героев - выбрать тихий подвиг и гибель или же бесчестие. Для Новикова выбор однозначен, а Хрустяшин, заразившийся от товарища человечностью, мучается и колеблется. И эта роль сыграна Алексеем Гришиным просто потрясающе.

Такая простая, трагическая и облагораживающая душу история, сыгранная убедительно-психологично, без деланого надрыва, но очень пронзительно. К середине спектакля забываешь следить за тем, как все в нем устроено, и начинаешь жить вместе с этими живыми людьми, болеть о их судьбе. При отсутствии какого-либо внешнего движения действие движется, как и подобает, человеческими характерами. После “Солдатиков” слышала, как один актер “Комедiи”, грустно затягиваясь, вспоминал свою армейскую службу и говорил, что там все так и было.

* * *

Завершились гастроли давней постановкой “Табакерки” с Сергеем Безруковым в главной роли - “Признаниями авантюриста Феликса Круля” по неоконченному роману Томаса Манна. Авторы спектакля додумали, что бы могло случиться с красивым и талантливым, выпестованным дядей сиротой, который на пути к успеху влюблял в себя людей и перешагивал через них. И показали, насколько губителен и жуток этот путь. Герой Безрукова медленно и верно превращается в чудовище, которое в финале читает “Майн Кампф”...

На пресс-конференции актер говорил об идее этого спектакля с увлечением - может быть, как человек, сам прошедший испытание славой. И в то же время чувствовалось, что в данный момент он живет совсем другими проектами. Только ленивый не написал, что Безруков одновременно занят сейчас в двух художественных телефильмах - “Сергее Есенине”, который снимает режиссер Игорь Зайцев по сценарию отца артиста, Виталия Безрукова, и “Мастере и Маргарите” Владимира Бортко. В первом случае Безруков играет главную роль, уже исполняемую им в театре. Во втором - роль Иешуа Га-Ноцри.

На вопрос “А не стоило ли отказаться от роли Бога?” актер ответил: “Можно отказаться от роли Воланда, Коровьева или Азазелло. Но в данном случае я был перед выбором: встать на путь борьбы со злом - в той или иной степени - или нет”. “Я играю не Бога, а наше представление о Боге, - говорит Безруков. - Бога сыграть никому не дано. Мой Иешуа - это не Христос, а представление о Христе Булгакова и Бортко”.

Роль Есенина для Сергея - это в том числе и способ привлечь внимание молодых зрителей к творчеству поэта: “Пока ко мне есть мало-мальское внимание со стороны молодежи...” На вопрос о славе артист отвечал философски: “Эволюция...” Дескать, когда-то зрители шли “на Машкова”, “на Миронова”, теперь вот - “на Безрукова”. Кстати, своему партнеру по “Крулю” Алексею Денисову Сергей предрекает такую же славу: сейчас тот снимается в новом проекте Алексея Сидорова (режиссера “Бригады”) “Бой с тенью”. Что до фильма “Анна Каренина” Сергея Соловьева, где Безрукову предложена роль Вронского, то этот проект пока “заморожен”.

Ольга ГОРНОВА.
Фото Юрия ПРАВДИНА.
"Нижегородские новости".

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

На ВЭФ 2025 обсуждают повышение возраста молодёжи до 40-45 лет

На ВЭФ-2025 Константин Абрамов предложил обсудить повышение верхней границы возраста молодёжи в России до 40–45 лет и распространение мер поддержки на старшие группы. Решение не принято; изменения потребуют корректировки закона.

Уникальный нотный фонд издательства «Музыка» потребовали вернуть государству

Генпрокуратура России требует вернуть государству издательство «Музыка» и его уникальную нотную библиотеку, приватизированные с нарушениями. В иске заявлены требования об обращении акций в доход государства, аресте имущества и ограничении выезда ответчиков.

В Нижегородской области ввели штрафы за нарушение правил содержания животных

Нижегородская область утвердила штрафы за нарушение правил содержания домашних животных — до 5 000 рублей за самовыгул, выгул без снаряжения и попадание с питомцами в общественные места. Ответственность будет применять региональный комитет ветеринарии.

С 1 сентября 2025 года устройства без RuStore можно вернуть как товар ненадлежащего качества

С 1 сентября россияне смогут вернуть смартфоны без RuStore или с ограничением его работы как некачественные. Новый закон требует от всех производителей обеспечить свободный доступ к российскому магазину приложений без технических препятствий.

Второй случай лихорадки чикунгунья выявлен у вернувшихся из Шри-Ланки

В России зарегистрирован второй завозной случай лихорадки чикунгунья — заболели родственники одного из ранее выявленных пациентов, отдыхавшие на Шри-Ланке. Роспотребнадзор отрицает риск распространения инфекции внутри страны и подчёркивает, что заболевание передаётся только через укусы комаров.

Мошенники переходят к фиктивным юрлицам вместо карт дропперов

Мошенники начали использовать фиктивные юридические лица для перевода похищенных средств, сообщили в МВД. Новый способ стал ответом на ужесточение ответственности за дропперство и курьерские схемы.

Семья в центре внимания: как в России поддерживают родителей и детей

15 мая во всем мире отмечается Международный день семей. В России этому празднику уделяют особое внимание: благодаря национальному проекту «Семья» и другим государственным инициативам семьи с детьми, а также те, кто только готовится к родительству, получают всестороннюю поддержку.

Новый этап в истории Сухумского аэропорта: спустя 32 года приземлился рейс из Нижнего Новгорода

Вечером 13 мая в Международном аэропорту Сухума имени В.Г. Ардзинбы произошло историческое событие - впервые за последние 32 года здесь приземлился пассажирский самолет, прибывший из Нижнего Новгорода.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости