В нижегородском “Арсенале” состоялось последнее мероприятие перед закрытием
на длительный капитальный ремонт - презентация книги “Сладкий Горький. Архитектура Нижнего Новгорода 1985 - 2004" (авторы - архитектурный критик Марина Игнатушко и художественный критик Любовь Сапрыкина). Книга выпущена Нижегородским филиалом Государственного центра современного искусства тиражом 2000 экземпляров. Жанр - историческое исследование в духе архитектурного путеводителя по городу (на русском и английском языках).
На перекрестке фактической географии и рафинированного искусствоведения авторы нашли “Сладкий Горький”. Красивая метафора, напоминающая о знаменитых синэстетических оппозициях (“чет и нечет”, “сырое и вареное”), оказалась в данном случае и весьма адекватной предмету. “Есть много способов описывать города. По вкусу, возможно, самый субъективный из них. Но слишком очевидны аллюзии, связанные с именем Горького, давшего название Нижнему Новгороду, и именем Сахарова - ученого, правозащитника, принесшего всемирную известность закрытому городу, месту своей ссылки. Оппозиция сладкого и горького ассоциируется с парадоксальной градостроительной и архитектурной историей города в ХХ веке. Намекает на вкусы архитекторов, завоевавших в 90-е невероятную свободу самовыражения. Подразумевает трагическую судьбу Александра Харитонова - самой яркой звезды нижегородской архитектурной школы. Он в качестве высшей оценки любил повторять слово ”вкусно"... Раз в два года нижегородскую архитектуру можно попробовать на вкус. Бисквитный торт с кремом в виде здания победителя архитектурного рейтинга неизменно сладкий. И только Нижний по-прежнему немножко Горький".
Архитектурная столица России город Нижний Новгород давно заслуживал вписания в анналы, и получилось это на редкость элегантно, красиво. Что неудивительно: так как архитектура - это музыка в камне, то и язык адекватного описания архитектуры должен быть если не собственно музыкой, то высокохудожественным явлением. “Фасаду-дисплею” “Этажей”... противостоит закрытая геометричная коробка комплекса “Шоколад”, построенного по принципу пещеры, заманивающей публику". “...главный фасад, напоминающий медресе, цитирует в пространстве русскую тему. А две его части - подвесной замок и сундучок, сохраняющие ритм старой застройки, стоят под сенью прирученного НЛО...” (о здании банка “Гарантия” на ул. Малая Покровская).
Главный персонаж “Сладкого Горького” - это город Горький (подчеркиваю: Горький, а не Нижний Новгород) и динамика его архитектуры - от начала прошлого века до так называемой “новой архитектурной школы”. Даже в сравнительно кратком тексте чувствуется, насколько драматичной была история прорастания урбана сквозь заводские поселки и купеческий центр. “Правый фронт улицы в разные годы был прорван на нескольких участках. Новые здания резко отступали в глубину квартала...” (о застройке улицы Горького, бывшей Полевой).
На презентации показывали специальный фильм Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Мелькали человечки, вихрем проносились авто, вертолетным пропеллером вращался строительный кран, и только здания, присыпанные снежком аки сахарной пудрой, гордо возвышались: архитектура - музыка в камне, но отнюдь не “застывшая”.
Мария ПАНТЕЛЕЕВА.
"Нижегородские новости".