Не самая большая книга
Лига-пресс, (13:03) 27 ноября 2008 г.
Вручена премия «Большая книга-2008», её лауреатами стали Владимир Маканин с «Асаном», Людмила Сараскина с биографией Александра Солженицына и Рустам Рахматуллин с книгой «Две Москвы, или Метафизика столицы».
Вчера вечером в Москве в доме Пашкова прошла церемония вручения национальной литературной премии «Большая книга». Сразу скажем, к своему третьему юбилею определилась, успокоилась и если не забронзовела, то, по крайней мере, обрела некоторую флегматичную уверенность. Похоже, времена, когда про церемонию вручения можно было писать уморительные репортажи, канули в Лету. Ничего похожего на прошлогоднюю церемонию не случилось. Организаторы, матеря в душе счётную комиссию, не метались по сцене, пытаясь выяснить, кто же стал лауреатом; растерянные ведущие не выдавливали из себя какие-то слова и не читали со сцены драматических монологов, заполняя паузу; а зрители в зале почти не покатывались со смеху.
Нет, конечно, накладки были – без них никогда ничего не случается. Ведущему Ивану Урганту пришлось и незапланированно пиарить известное питейное заведение на «Киевской» («Премию вручает Дмитрий Быков! Так, Быков в пробке. Все мы периодически бываем в этом ресторане»), и раскованно шутить, когда Людмилу Улицкую не обеспечили списком победителей интернет-голосования: «Где же бумажка?» – эту фразу периодически произносит любой литератор. Но это, право слово, мелочи – в основном всё прошло без сучка без задоринки. Поуменьшилось и пафоса, от которого раньше подташнивало. По крайней мере, фраза «судьба русской литературы вершится на ваших глазах» звучала не каждые пять минут, а всего пару раз; а вручатели премий почти не произносили чего-нибудь вроде: «Я не знаю, чьё имя в этом конверте, но уверен, что это один из великих писателей сегодняшней России».
В общем, всё как с людьми. Когда появляются большие деньги – это обычно поначалу провоцирует на излишнюю суетливость и самомнение, и лишь потом приходят солидность и респектабельность.
Кроме того, «Большая книга», похоже, примерно определилась со своей сверхзадачей.
Она с самого начала претендовала на то, чтобы быть первой – и не только по срокам вручения. Теперь этот девиз «Первый во всём» проявляется большей частью тем, что «Большая книга» явно намерена не «бить по хвостам», а делать бестселлеры – награждать книги, которым ещё только предстоит стать популярными. Достаточно назвать одну цифру – половина финалистов этого года были поданы на конкурс в виде рукописи и издавались, уже претендуя на главную литературную награду. А лучшая книга года по версии этой премии книгой-то стала – то есть обрела обложку, тираж и выходные данные – немногим больше месяца назад.
Всех, конечно, очень интересовало, как отразится на «Большой книге» пресловутый кризис – не придётся ли прощаться с привычным заклинанием: «По деньгам мы вторые после Нобелевской».
Не пришлось. Вопрос, конечно, поднимался, и литературная академия даже обсуждала: продолжить ли вручать премию ежегодно, или малость проредить выплату несусветных по сегодняшним нормам оплаты писательского труда премиальных (первое место три миллиона рублей, второе – полтора и третье – миллион). Но в итоге решили оставить всё как есть и наградные не урезать. А кризис на вручении проявился разве что в том, что спонсирующее «купечество» уважили больше обычного – они вручали не одну премию, как обычно, а все. Каждого из трёх лауреатов оглашал дуэт в неизменном составе «заслуженный + богатый». Награду за третье место вручали директор РГБ Виктор Фёдоров и Петр Авен, серебро выдали гендиректор ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко и Александр Мамут, а золото лауреату преподнесли председатель жюри этого года Андрей Битов и Виктор Вексельберг.
Но главный итог третьего года работы состоит, пожалуй, в том, что «Большая книга» избавилась не только от излишней суетливости, неопределённости формата и возникших финансовых вопросов.
Она оставила за бортом ещё и непредсказуемость, и итоги это блестяще подтвердили.
Первое место занял Владимир Маканин с «Асаном», второе – Людмила Сараскина с «Александром Солженицыным», третье – Рустам Рахматуллин с книгой «Две Москвы, или Метафизика столицы». Именно этот расклад предсказывался практически всеми критиками, если о чём и спорили, то разве что о местах, какое кому выдадут.
Неохваченным, правда, остался четвёртый фаворит – Владимир Шаров с «Будьте как дети», но ему, небось, через неделю «Букера» дадут.
А так – всё по регламенту: «В списке призёров обязательно должна быть писательская биография из ЖЗЛ, победить должен достойный автор, любимый читателями, иначе не комильфо, третье место – на усмотрение жюри». И это не самые плохие правила, поверьте.
В общем, всё хорошо.
Если что и смущает, то разве что некий диссонанс между названием премии и её лауреатами.
Маканинский «Асан» действительно достойная книга и уж точно лучший выбор из десятки финалистов, но ведь, положа руку на сердце – не открытие и не бомба.
«Александр Солженицын», при всём уважении к объёму работы, проделанному автором, объёмен и энциклопедичен, но неглубок – хотя бы потому, что апологичен до неприличия.
Это не пакостливая пилюля празднующим авторам и не претензии к выбору жюри – премиальный расклад, повторюсь, практически оптимальный и, по большому счёту, устроит, наверное, всех. Проблема не в ангажированности жюри, а в том, что выбор-то, по большому счёту, был невелик. Ну, не было в этом году больших книг. Не уродились, извините, так случается.
Может, и впрямь стоило бы устроить купечеству послабление и выдавать «Большую книгу» хотя бы раз в три года?
Статьи по теме:
В аду, с чёрным знаменем
Книга Риты Марли «No Woman No Cry» рассказывает об её знаменитом муже, становлении музыки на Ямайке, детских пелёнках и искусстве жить.
Лучшим русским романом стал "Матисс"
Объявлен лауреат премии «Русский Букер» за уходящий год.
"Рейдер" не порочит правоохранителей
Прокуратура отказалась возбуждать дело о клевете против Астахова.
Первый "черный список"
Росрегистрация впервые обнародовала "черный список" экстремистской литературы. В нем перечисляются 14 материалов, признанных по решению суда экстремистскими.
Премия у Гюнтера Грасса
Нобелевский комитет не намерен лишать Гюнтера Грасса премии по литературе, присужденной ему в 1999 году.
Муфтий подозревается в экстремизме
В результате обыска в столичной квартире муфтия Центрального духовного управления мусульман Оренбургской области Исмагила Шангареева, обнаружена литература, которая может иметь экстремистскую направленность.
Последние статьи
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.