Власти КНДР заявили, что отпускают российский теплоход «Терней», арестованный две недели назад. Как предполагается, «Терней» отправится в Россию уже завтра утром.
Правда, пока российские дипломаты относятся к новости сдержанно: неделю назад корейцы уже обещали – но в последний момент передумали.
Сегодня северокорейские власти разрешили удерживаемому ими в течение двух недель российскому сухогрузу «Терней» покинуть территориальные воды страны.
Несколькими часами ранее МИД КНДР официально проинформировал российского посла в Пхеньяне Андрея Карлова о том, что «исходя из дружественных отношений, компетентными органами республики принято решение разрешить российскому судну покинуть её территориальные воды».
Накануне северокорейские власти провели очередной таможенный и карантинный досмотр задержанного судна, по итогам которого не высказали никаких претензий. Это позволило им заявить, что инцидент с заходом в северокорейские территориальные воды российского теплохода «Терней» исчерпан. Теперь северокорейские власти обещают «незамедлительно» известить о принятом решении руководство Кимчхэка, где в настоящее время находится арестованное российское судно. После этого, заверяют они, «Терней» сможет покинуть территориальные воды КНДР «в любое время».
Как предполагается, «Терней» уйдет в Россию уже завтра утром.
Во всяком случае, на это надеются в компании «Ардис», которой принадлежит судно. На путь до Владивостока сухогрузу потребуется около полутора суток, а это значит, что оно прибудет во Владивосток послезавтра во второй половине дня, рассчитывает судовладелец.
Впрочем, МИД России пока официального подтверждения информации от своих северокорейских коллег не получал. Хотя российские дипломаты надеются, что в «ближайшее время ситуация будет успешно разрешена». В генконсульстве в Чхонджине, по данным на 14:00, также заявили, что официального подтверждения от находящегося в Кимчэхе российского генконсула им не поступало.
Осторожность российских дипломатов понятна. 11 декабря с северокорейской стороной уже была достигнута договорённость об освобождении российских моряков. Твердые заверения в этом получил генеральный консул России в Чхонджине Евгений Валькович.
Как ожидалось, российское судно должно было отправиться на родину ещё неделю назад.
Однако вместо этого на «Терней» неожиданно поднялся усиленный наряд северокорейских пограничников, вновь задержавших судно.
Начальник радиостанции теплохода успел только передать во Владивостокский радиоцентр, что северокорейские пограничники опечатывают радиорубку – а затем связь прервалась.
Напомним, что российский сухогруз «Терней» вошел в территориальные воды Северной Кореи 5 декабря. В этот день российское судно с грузом автобусов, шедшее из южнокорейского Пусана во Владивосток, было застигнуто штормом в северо-западной части Японского моря неподалёку от северокорейского мыса Мусудан. Спасаясь от шторма, капитан «Тернея» решил укрыться в ближайшей бухте, находившейся в территориальных водах КНДР. Для этого он связался по радио с северокорейскими властями и, по его словам, получил от них соответствующее разрешение.
Во всяком случае, запись о том, что разрешение береговой охраны КНДР после соответствующего запроса получено, имеется в вахтенном журнале судна.
Утром 5 декабря к российскому судну подошел северокорейский пограничный катер.
Произведя несколько выстрелов в воздух, пограничники задержали сухогруз, высадив на его борт двоих солдат-пограничников, вооруженных автоматическим оружием. Под вооруженным конвоем «Терней» был доставлен в Кимчхэк.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, членами которой являются и Россия, и КНДР, зайдя по необходимости в территориальные воды Северной Кореи, капитан «Тернея» «действовал в полном согласии с международным правом». Как разъяснил зампредседателя профсоюза Игорь Ковальчук, любое гражданское судно имеет право на «мирный проход», т.е. на заход в территориальные воды другой страны.
Исключение составляют лишь случаи, когда государство в силу каких-то причин (например, военных учений) извещает суда о том, что тот или иной участок территориальных вод является временно запретным. «- У нас такой информации в данном случае не было», – подчеркнул он. Кроме того, по словам Игоря Ковальчука, в посольстве КНДР в Москве подтвердили, что «войдя в территориальные воды КНДР, "Терней" в то же время не входил в закрытые зоны».
По мнению российских моряков, причины задержания отечественного судна «являются чисто политическими».
Впрочем, кое-кто из них не исключает, что таким образом Северная Корея «дала ‘несимметричный ответ’ на систематические задержания северокорейских браконьеров, осуществляющих незаконный лов рыбы в российских водах».
Марина Лемуткина, «Газета.Ru»