Россия и Украина согласовали проект договора о государственной границе в Азовском море, сообщил посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин.
Сторонам удалось согласовать текст договора без указания координат. Согласован также текст договора о разграничении Черного моря, и также без указания координат, сообщил Кеняйкин.
В то же время сторонам не удалось договориться о разграничении Керченского пролива. Позиции Украины и России в этом вопросе по-прежнему разнятся, однако их озвучат на заседании подкомиссии по международному сотрудничеству в рамках межгоскомиссии Путин - Ющенко, которое состоится 7 июня в Москве, сообщают РИА Новости.
В частности, позиция России в этом вопросе состоит в том, чтобы ни у одной из сторон не было единоличного контроля над Керченским проливом, и оба государства имели доступ к навигационному проходу.
В свою очередь Украина настаивает на проведении разделительной линии на основе административной границы между бывшими РСФСР и УССР, отмеченной на картах и планах.
Как передает РИА "Новости", украинская сторона предложила также пересмотреть фундаментальные положения Договора об использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года, относящиеся к статусу Азовского моря как исторических внутренних вод обоих государств.
Тема азово-керченского урегулирования актуальна несколько лет. Обычно политики начинают муссировать этот вопрос перед выборами. В преддверии кампании по выборам Госдумы 2003 года группа политиков во главе с Дмитрием Рогозиным очень эффективно разыграла эту карту. Тогда между Киевом и Москвой разгорелся нешуточный конфликт вокруг косы Тузла.
Как заявлял Рогозин, это «чистой воды авантюра», которую предприняла Украина, прервав переговоры о делимитации границы в Керченском проливе еще в 1999 году. На антиукраинских тезисах он зарекомендовал себя поборником интересов всех россиян, и вопрос о Тузле сыграл не последнюю роль в успехе существовавшего тогда блока «Родина».
Теперь, похоже, наступил черед Украины. Однако непонятно, кто в условиях затянувшегося политического кризиса способен принимать взвешенные решения – да и вообще, кто уполномочен принимать такие решения. Ясно лишь, что вопрос об азово-черноморских рубежах может повлиять на расклад сил на предстоящих в сентябре этого года досрочных выборах Верховной рады (если, конечно, выборы действительно состоятся).
Дипломат сообщил, что на переговорах также обсуждалась подготовка соглашения о судоходстве, рыболовстве и экологической безопасности в Азовском море.
Кроме того, стороны договорились насчет разграничения территориального шельфа и особых экономических зон Черного моря. Однако все прояснится 7 июня, когда пройдет встреча двух глав внешнеполитических ведомств – главы МИД России и Украины Сергея Лаврова и Арсения Яценюка. Политологи полагают, что суть урегулирования кроется в амбициях двух стран, а не в технических моментах.
Отвечая на вопрос, когда будут подписаны договоры о госгранице, дипломат сообщил, что они "должны быть подписаны в едином пакете, включая разграничения границы в Азовском море, Керченском проливе и Черном море, а также соглашения об охране окружающей среды, судоходстве и рыболовстве в Азовском море".
"Когда они будут готовы - тогда и будут подписаны договоры о госгранице", - сказал Кеняйкин.
Россия и Украина провели более 20 раундов переговоров по разграничению акваторий Азовского и Черного морей и Керченского пролива.
Нина МАСЛОВА.