На фоне рекордного перевыполнения плана по выпуску автомобилей в 2024 году «АвтоВАЗ» неожиданно снижает темпы производства. Причина — корректировка под рыночный спрос, который демонстрирует противоречивые сигналы. Однако компания не сворачивает амбиции: новая шестиступенчатая коробка передач на Lada Vesta, планы по выходу в 25 стран и создание отдельного бренда для коммерческого транспорта рисуют картину стратегии, где краткосрочные трудности не отменяют долгосрочных целей.
Первые новости 2025 года для «АвтоВАЗа» оказались парадоксальными. С одной стороны — триумф: 27 января с конвейера сошла первая партия Lada Vesta с принципиально новой шестиступенчатой механической коробкой, разработанной «дружественным поставщиком». Этот агрегат, способный выдерживать крутящий момент до 220 Н·м, стал символом технологической эволюции бренда. Инженеры доработали тросовый привод переключения, повысив точность и надежность, а в перспективе трансмиссия появится на всех модификациях Vesta и, возможно, других моделях. Но уже через неделю в цехах завода заговорили о другом: суточные планы сборки сократили. Для Vesta — до 20 машин в час, для Granta — на 100 единиц за смену, а рабочий день на линии Niva уменьшили на час. В кулуарах объясняют: рынок перенасыщен, дилерские центры переполнены, а покупательская активность снизилась.
Этот контраст особенно заметен на фоне отчетов за 2024 год. Компания произвела 525,6 тыс. автомобилей — на 5% выше плана, установив исторический рекорд. Экспортные поставки выросли вчетверо: 20 тыс. Lada отправились в Иран, ОАЭ, на Кубу и в Ливан. Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов уверенно заявлял о планах удержать планку в 500 тыс. машин, но уже к декабрю признал: из-за волатильности спроса цифры могут пересмотреть. Теперь, судя по всему, прогнозы стали реальностью. Однако в Тольятти предпочитают говорить не о кризисе, а о «гибкой адаптации». Сокращение одних линий компенсируется инвестициями в другие проекты: например, в разработку минивена, производство которого должно стартовать в 2027 году с бюджетом свыше 20 млрд рублей. Одновременно компания задумалась о создании отдельного бренда для коммерческого транспорта — по аналогии с китайскими производителями, где мультибрендовость помогает охватывать разные сегменты.
Ценовая политика добавляет драматизма в эту картину. После заявления премьер-министра Михаила Мишустина о необходимости повышать качество, «АвтоВАЗ» объявил об индексации цен с 14 января 2025 года. Однако повышение, как подчеркивают в компании, будет «ниже уровня инфляции» — очевидно, чтобы не отпугнуть покупателей на фоне снижения доходов населения. Параллельно оптимизируется модельный ряд: с конвейера исчезла внедорожная версия Niva Travel в комплектации Off-Road, а акцент смещается на перспективные новинки вроде Lada Aura.
Сейчас «АвтоВАЗ» напоминает тяжеловеса, который, замедляя шаг на неровном участке, готовится к рывку. Экспортные амбиции (цель — 25 стран к 2025 году), технологические эксперименты с трансмиссиями и попытки диверсификации через новые бренды показывают: компания ищет точки роста за пределами традиционного рынка. Но сможет ли она сохранить 28% долю в России, где конкуренция с азиатскими производителями обостряется? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, удастся ли совместить ценовую доступность с тем самым «качеством», о котором просил премьер-министр.