Такую картину сейчас можно наблюдать в любом уголке республики, на любой дороге – федеральной, республиканской, муниципальной. Знакома она и организациям, обслуживающим транспортные артерии. Автолюбители недоумевают: как же так? Совсем недавно, осенью и зимой, дороги были вроде нормальные, а как только наступила весна, все стало рушиться на глазах. В чем дело?
Как утверждают специалисты, в нормальных условиях эксплуатации качественно построенная асфальтная дорога может работать без капитального ремонта 10–15 лет. Но много ли у нас столь долговечных транспортных артерий? Обычно они начинают разрушаться гораздо раньше. У этого печального явления, продолжают специалисты, есть свои причины. Вот одна из них – назовем ее комплексом атмосферных воздействий, и стала она в нынешнем году для наших дорог поистине роковой. Речь идет об аномально теплой зиме с постоянными температурными перепадами, осадками в виде дождя и снега и др. В итоге это время года оказалось просто губительным для чувашских дорог. «Ситуация плачевная, – комментирует начальник управления автомобильных дорог Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашии В. Атрохов. – Дорожное полотно переувлажнено. Происходит его вспучивание, приводящее к повсеместному разрушению покрытия. Давно такого не было».
«Нынешней зимой пострадали практически все дороги», – согласен с предыдущим мнением технический директор ГУП «Чувашавтодор» В. Пименов. По его словам, то, что происходило зимой на дорогах, – это физика. Вода, попадая в трещину на дорожном полотне, при замерзании просто его разрывала. Такое происходило вплоть до февраля. «А против природы не попрешь», – замечает В. Пименов. Согласен он и с тем, что в апреле дороги ждут еще большие разрушения. Грунт тает и, обильно насыщенный водой, начинает «играть». Так же ведут себя дороги. Грунтовые воды поднимаются наверх. Дорожное полотно начинает дышать – «потеть», как называют это явление специалисты. Несущая способность покрытия низкая. Сама природа экзаменует дорожных строителей. «Курсирующие по федеральной трассе 40-тонные автопоезда истирают в порошок малопрочный известковый щебень, на котором построена старая дорога, – объясняют специалисты ФГУ Упрдор «Волга» причины разрушения автомагистралей, особенно заметного, в частности, на территории Чебоксарского и Моргаушского районов. – Весной, когда вода поднимается, эти частицы вымываются, ослабляя конструкцию дорожной одежды, и асфальт ломается под тяжестью автомобильного потока».
Так-то оно так. Но ведь необычные погодные условия бывают не только в России и, в частности, в Чувашии! Европа, к примеру, каждый год по нескольку раз переживает то ужасные наводнения, то ураганы – и ничего, с дорогами у них порядок. Тогда в чем же дело? В качестве строительства. В соблюдении технологии. Наши дорожные строители иногда стараются в этом деле сэкономить: то земляную насыпь недостаточно утрамбовывают, то подушку из песка и камня слишком тонкую делают, бывает, и слой асфальта не тот… В момент торжественного разрезания ленты такие дороги выглядят красиво. Но как только наступает теплая зима, пиши пропало. Смеем утверждать, что и по этой причине в нынешнем году мы получили то, что имеем. В настоящее время Чувашия активно строит автомобильные дороги с твердым покрытием до всех населенных пунктов республики. Задача сверхважная. Работы идут усиленными темпами. Не пойдут ли строители, подгоняемые необходимостью сдать дорогу быстрее, на нарушение технологии? Очень хотелось бы убедиться в обратном.
Итак, причины разрушения дорог ясны. Возникает вопрос: что делать-то в этих условиях? Конечно, ремонтировать! По данным Упрдор «Волга», обслуживающего 330 км федеральной трассы на территории Чувашии (участки дорог М-7 «Волга», А-151 Цивильск – Ульяновск и «Вятка»), нынешние зима и весна по сравнению с прошлым годом увеличили объемы работ по ликвидации «ямочности» почти в 2 раза. В «Чувашавтодоре» сообщили, что районным филиалам поручено составить дефектные ведомости по каждой дороге. По итогам этой работы будет определена сумма, необходимая для ликвидации ям, трещин, выбоин, уступов и других повреждений. Тут важно не ошибиться. И вот по какой причине. По словам руководителя дорожного департамента В. Атрохова, в Чувашии 1700 км республиканских автодорог, почти на всем протяжении потребуется ямочный ремонт, а кое-где – и капитальный. Но каковы масштабы разрушений дорожного полотна, сколько на его восстановление потребуется средств? Точные цифры будут известны лишь в начале мая. Потому что, как было уже сказано, процесс разрушения дорог еще не остановился. «Сегодня смотришь – в ремонте нуждается вот этот участок. А завтра – уже соседний оказался в гораздо худшем состоянии, чем первый», – говорит В. Атрохов.
Ясно, той суммы, которая заложена на ремонт дорог после нынешней зимы, явно не хватит. Этот вопрос рассматривается на высоком уровне. Если изыскать не удастся, придется маневрировать теми средствами, которые есть. Например, деньги, предназначенные для ремонта дорог в осенние месяцы, использовать весной. «При всем при этом финансово оголить 4-й квартал тоже нельзя, – считают дорожники. – Парализовать движение из-за снежных заносов никто не позволит».
Хотя к полноценному ремонту дорог приступать еще вроде бы рано, работы все же начаты. По словам В. Атрохова, в первую очередь силы брошены на ликвидацию больших ям-ловушек, из-за которых автомобилисты злятся больше всего. Используется щебень, обработанный битумом. Он позволяет работать при низкой температуре воздуха и большой влажности дорожных покрытий. В Чебоксарах применяют так называемый литый асфальтобетон, изготовленный на основе битумной эмульсии. Он хорош тем, что сразу принимает форму ямы, удобно укладывается, быстро остывает и не требует укатки. Правда, на дороге остаются места повышенной шероховатости, но это все-таки лучше, чем предательские ямы-ловушки.