Все знали, что в пятницу на дорогах будет сложно, потому что синоптики за несколько дней до этого предупреждали об ожидаемых сюрпризах погоды. Действительно, в середине недели столбики термометров поползли вверх, и в четверг температура воздуха поднялась до плюсовых отметок. Потекли ручьи, запахло весной. Также заранее было известно, что вся эта благодать пришла ненадолго, ведь звучали предупреждения о резких заморозках в ночь на пятницу. Точно по этому «расписанию» все и случилось. Но в небесной «канцелярии», словно желая испытать на прочность наши коммунально-дорожные службы, ситуацию усложнили, добавив к морозам снежный заряд.
«Когда ночью пошел снег, мы его незамедлительно убрали. Заметили, наверное, что к утру городские улицы были чистые? – говорит Андрей Яков, исполнявший вчера обязанности главного инженера муниципального предприятия ЖКХ и благоустройства. – Но проблема в том, что на залитых водой дорогах образовалась корочка льда. Его снегоуборочной техникой не уберешь».
Фраза о чистых улицах вызывает у горожан, мягко говоря, недоумение. Война с дорожным катком шла обычным способом – разбрасыванием песчано-соляной смеси. Она разрушает лед, и образовавшуюся смесь можно убрать с дороги. По словам Андрея Юрьевича, в первую очередь из ледяного плена будут освобождены центральные улицы города. Вся техника, имеющаяся в подрядных организациях, выведена на борьбу с природной стихией.
Как сообщили «СЧ» в диспетчерской самого крупного дорожно-эксплуатационного предприятия «ДОРЭКС», только у них задействовано 132 единицы техники. Тут и пескоразбрасыватели (по 5 в каждом районе), и снегопогрузчики, и самосвалы, и роторы, и грейдеры, другая всевозможная техника, которой можно очистить дороги от завалов снега. На опасных участках (спусках-подъемах, перекрестках и остановках общественного транспорта) применяется даже ручной труд. С шести самосвалов вручную ссыпают мраморную крошку.
Конечно, техника работала и ночью. Но большая часть выехала на захлебывающиеся улицы только утром. Думается, не мешало бы дорожникам скорректировать свой график работы при ожидаемых природных стихиях, как это практиковалось еще недавно.
Если в городе заторы машин постепенно все же рассасывались, то на федеральной дороге М-7 «Москва – Уфа» тяжеловесные фуры 5 часов простояли на подъеме в районе деревни Юнгапоси Моргаушского района. По словам сотрудника милиции, выезжавшего на место, сложности для фур начались после того, как одна из них кабиной ушла в кювет, а прицепом загородила движение другим автомобилям. Многотонные грузовики затаскивали на горку тягачами, которых, кстати, на этом сложном участке было немного – гусеничный вездеход МЧС и милицейский «Урал». Правда, кто-то видел в районе этого скопления машин и снегоуборочный автомобиль дорожников, но и его, застрявшего, пришлось вытаскивать.
А так, по данным ФГУ Упрдор «Волга», дорожная техника на трассе работала – только на сложном участке дежурили 6 комплексных дорожных машин (КДМ), ротор, бульдозер и по два погрузчика и автогрейдера. «Протяженность федеральной трассы на территории Чувашии – 350 километров, – говорят в Упрдоре. – Если технику не видели в районе Юнгапосей, то это не значит, что она не работала в других местах». Никто не спорит. Как бесспорно и то, что техника больше всего нужна там, где в ней нуждаются.
Фуры стояли, а легковой транспорт – более юркий и проходной – пропускали в обоих направлениях. Рассказывают, водители были злые. Ведь в нынешнюю зиму это всего лишь второй большой гололед, и на тебе – сколько потраченных нервов. К тому же осложнение ситуации прогнозировалось, назывались даже точная дата и время.
Что касается ДТП, к 16 часам вчерашнего дня крупных происшествий не зафиксировано. А вот мелких аварий – около сорока.
В Новочебоксарске погода, естественно, точно такая же, как и в Чебоксарах. Однако там городской транспорт курсировал вчера безостановочно. Главный инженер новочебоксарского ОАО “Доркомсервис” Н. Степанов обстоятельно рассказал, как дорожная служба готовилась к капризам природы. Уже с первых дней уходящей недели, лишь только начинался снежок, дорожная техника сразу же разбрасывала песчано-соляную смесь, она предотвращает образование наледи. Но происходит это не сразу, смесь должна обязательно “поработать” несколько часов, иначе от нее только вред. Прошло нужное время — улицы очищают от снежной каши, снова посыпают смесью. Позавчера, ближе к 6 утра, почти все новочебоксарские улицы были освобождены от рыхлой массы и “припудрены” солью с песочком. Благодаря таким нехитрым, но своевременным манипуляциям дорожников никакие природные катаклизмы не выбили из колеи новочебоксарский транспорт. Так что далеко не во всех внештатных ситуациях погода виновата.
Сбой в работе общественного транспорта, как выяснилось, не лучшим образом отразился даже на тех, кто был в состоянии перевозить людей. Сплошь и рядом можно было наблюдать такую картину — пассажиры, выйдя из замерших троллейбусов, штурмом брали автобусы. (В маршрутки-то не набьешься, они “не резиновые”.) А втиснувшись в салон, народ не спешил оплачивать проезд. На требования кондукторов выдвигались “железные” аргументы: “Мы уже купили билет в троллейбусе и не виноваты, что у вас так плохо ходит транспорт”. Порой водителям не оставалось ничего иного, как объявлять выход через переднюю дверь. Тогда ругань и препирательство в салоне несколько стихали, народ сосредоточивался на поиске мелочи.