У этого детища советского авиастроения драматичная судьба. Созданный в знаменитом конструкторском бюро Туполева в противовес британо-француз-скому «Конкорду» (на Западе его так и называли — «Конкордис»), впервые самолет поднялся в воздух в 1968 году. Спустя пять лет на авиасалоне во французском Ле Бурже лайнер потерпел первую аварию, развалившись в воздухе надвое. Затем недолго все же эксплуатировался, пока в 1978 году еще раз не попал в катастрофу с гибелью экипажа.
После этого лайнер сняли с полетов. А в 90-е годы после реорганизации туполевского бюро два борта оказались в частных руках. В середине прошлого года ветераны авиации Жуковского застали неких спецов за «распиловкой» самолета с бортовым номером 77114 на металлолом — так приказали владельцы бедного лайнера. В ответ на возмущение авиаторов хозяин предложил выкупить у него самолет за 10 миллионов рублей.
Вряд ли бы выкуп состоялся. если бы не подключился Клуб Героев города Жуковского, возглавляемый Героем России, заслуженным штурманом-испытателем СССР Г. Ирейкиным. Геннадий Григорьевич родом из чувашского села Акшуат Барышского района Ульяновской области (о нем наша газета писала в июне 2004 года). Герой поднял волну в российской прессе, заявив в одном из интервью, что «от нас зависит, чтобы символы славы, ума и таланта народа России не повторяли судьбу проданных за гроши шедевров искусства, взорванных храмов или затопленной космической станции «Мир».
Необходимая сумма была собрана. В телефонной беседе с корреспондентом «Советской Чувашии» Ирейкин не преувеличивает, но и не умаляет роль клуба в этой акции. Большую часть средств выделил губернатор Московской области Б. Громов, остальные нашел председатель клуба.
Дело теперь за тем, сказал Геннадий Григорьевич, чтобы превратить самолет в музей. На это денег понадобится в несколько раз больше суммы выкупа. Во-первых, борт надо восстановить, чтобы с запущенным двигателем им можно было порулить на салоне. Далее предстоит соорудить постамент с площадкой на высоте 10 метров, где должен стоять лайнер. Наконец, для его отбуксировки с аэродрома требуется проложить специальную рулежную дорожку.
Всеми этими заботами сейчас и занят Ирейкин (одновременно продолжая трудиться в должности главного конструктора пилотажно-испытательного центра). Для координации работы создан попечительский совет под руководством главы города Жуковского. Однако Геннадий Григорьевич считает, что для сохранения отечественной авиационной реликвии это не тот уровень. Совет, по его мнению, должна возглавить личность федерального масштаба. Например, председатель Счетной палаты РФ С. Степашин. Зная, что Сергей Вадимович находится в дружеских отношениях с Президентом Чувашии, в последний свой приезд в Чебоксары (здесь у Героя немало родственников) Геннадий Григорьевич попросил Николая Васильевича Федорова подключиться к решению данного «кадрового» вопроса.