Каждое утро на улицы столицы выезжают в среднем 470 микроавтобусов. Примерно столько же проходит через город маршруток пригородных направлений. Частный извоз живет по законам "дикого" рынка, где правят бал нажива и конкуренция. "Газели", несмотря на усилия контролирующих органов, не желают "пастись" в правовом поле и создают массу проблем как жителям, так и городским властям. К примеру, тем, что некоторые водители, сев за баранку маршрутки, напрочь забывают правила дорожного движения.
– Если в 2005-м за год сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД ЧР зафиксировали в городе 1362 нарушения, – говорит командир полка Сергей Волков, – то за неполные 8 месяцев нынешнего года – 1939. В погоне за деньгами лихачи не соблюдают скоростной режим, мчатся на запрещающий сигнал светофора, игнорируют «зебры» на пешеходных переходах и другие дорожные знаки. Некоторые водители работают на износ, по 12 часов проводя за рулем.
Более всего таких нарушений у водителей маршруток № 32, № 41, № 31, № 33 (ПАТП-2), № 50 (индивидуальный предприниматель Иванов), № 54 (индивидуальный предприниматель Шмуллин) и др. На ночь водители ставят своих «железных коней» во дворах. Утром выезжают на работу, не проходя обязательных перед рейсом медицинского и технического осмотров. Позже, днем, заезжают в автотранспортное предприятие, чтобы поставить штампы в маршрутном листе. Последствия такой «заботы» о безопасности дорожного движения плачевны. В городе по сравнению с прошлым годом на 12,3 процента выросло число дорожно-транспортных происшествий, погибли 22 (среди них трое детей) и получили травмы различной степени тяжести 562 человека.
– Назрела необходимость упорядочить и работу пригородных маршруток, – считает заместитель начальника Управления государственного автодорожного надзора по ЧР Владимир Косолапов. – Определить им конечные остановки на городских автостанциях. К примеру, чтоб из Ядрина все маршрутки приезжали только на Новосельскую. Кстати, это уменьшит напряженность транспортных перевозок в столице, разгрузит основные магистрали.
В нынешнем году инспекторы Управления автодорожного надзора тесно сотрудничают не только с ГИБДД, но и с республиканской и районными прокуратурами, администрацией столицы. Совместные рейды выявили немало нарушений в работе перевозчиков, которые открывают несанкционированные маршруты, не согласовав их с городской администрацией. Грешат этим ООО «Автолайн» (его маршрута № 57 нет в городском реестре) и ООО «Дипон», открывшее туристические перевозки по маршрутам «Новочебоксарск – «Мега Молл» и «Новочебоксарск – юго-западный район», не имея паспортов своих маршрутов.
– Кто дал им право самовольно дублировать городскую транспортную сеть? – сказал, выступая на заседании комиссии по безопасности дорожного движения В. Косолапов. И предложил по опыту других городов объединить усилия всех контрольно-надзорных органов, ужесточить спрос с частных перевозчиков и за систематические нарушения через суд приостанавливать действие лицензий. К слову, во время операции «Автобус», прошедшей с 22 мая по 22 июня, по решению суда уже лишились этого документа, дающего право на работу, 8 человек.
Не менее строгие меры готова принять и городская власть. С 1 сентября по решению главы столицы Николая Емельянова на 70 единиц сократится число коммерческих маршруток.
– Мера вынужденная, – признал начальник отдела транспорта и связи городской администрации Вячеслав Тищенко. – Но ради здоровья и жизни горожан мы идем на это. В первую очередь сдадут свои желтые карточки водители, на счету которых большое количество нарушений безопасности перевозок и дорожно-транспортные происшествия.
Во время очередного месячника по безопасности дорожного движения, который начался 28 августа, под пристальным вниманием контролирующих органов окажутся и несанкционированные стоянки в центре города. Любители отдыха на заливе привыкли здесь парковать свои авто где вздумается: на Красной площади, Дороге к Храму, вдоль ул. К. Иванова до Введенского собора, на дамбе и проезжей части. На этой территории установят дополнительные знаки, запрещающие парковку. Тем, кто поленится поставить машину на стоянки у Национального музея, монумента Матери или в речном порту, придется заплатить штраф.