В светлой комнате ветеранского дома Потапов проживает уже двенадцатый год. Сам считает, что ему повезло — хоть остаток жизни проведет в тепле и уюте.
Так же, как и Анатолий, приют в сельских домах ветеранов республики обрели на сегодняшний день более тысячи бабушек и дедушек. У кого-то из них родни на белом свете вовсе нет. У других детей и родственников жизнь забросила за сотни, а то и тысячи километров от родных мест. А у многих близкие люди совсем рядом, но они, увы, как чужие. Разные судьбы — итог один: старость встречает человек не в родных стенах, а в пусть уютном, но казенном доме. Впрочем, и сами дома ветеранов (их в Чувашии — 66) по уровню комфорта тоже разные. Пятнадцать лет назад, когда такие учреждения только начали создаваться, подходящим вариантом был и деревянный дом с печкой: главное, есть у пожилых людей крыша над головой. Менялись времена, иным стал и образец сельского ветеранского дома. По нынешним меркам — это современное добротное здание с центральным отоплением, водопроводом и прочими бытовыми удобствами. Но до идеала пока дотягивают не все. Многим домам ветеранов нужен основательный ремонт, не все из них на сегодняшний день имеют телефоны; четыре дома не газифицированы, а в пяти и водопровода нет — соцработники ходят к колодцу за водой.
Поэтому главная ставка сейчас — на лучшее качество жизни в сельских домах ветеранов. Один из вариантов — переселение стариков из ветхих ветеранских домов в специализированные отделения при офисах семейных врачей. Поправить дело поможет и новая президентская программа “Старшее поколение”. В рамках этой программы, рассчитанной на три года, около двух миллионов рублей будет выделено на газификацию ветеранских домов и более миллиона — на прокладку к ним водопровода. Еще 1,7 миллиона рублей заложено на телефонизацию домов ветеранов Алатыр-ского, Батыревского, Комсомольского и Моргаушского районов. И, наконец, шесть с половиной миллионов запланировано потратить на капитальный ремонт сельских домов для пожилых.
Все эти дотации — на нужды, так сказать, стратегические. Повседневный же бюджет домов ветеранов складывается из многих статей. Вносят свою лепту сами жильцы: оплачивают социальные и — частично — коммунальные услуги; скидываются на питание и хозяйственные закупки. Последние траты старикам могут убавить спонсоры. Но их помощь — дело добровольное. Поддержат добрые люди — хорошо, а если нет — придется пенсионерам вскладчину покупать и стиральный порошок, и новую посуду. Зато хорошо выручают подсобные хозяйства — на сегодня имеют их 80 проц. ветеранских домов. Своя картошка, овощи, а зачастую и мясо, и мед, и фрукты — неплохая прибавка к общему ветеранскому столу.
Но только деньгами пенсионеров и доходами от подсобки общих затрат на ветеранские “коммуны” не покрыть. Надо ведь и зарплату соцработникам платить, проводить текущий ремонт, закупать мебель… До прошлого года основные заботы по содержанию домов ветеранов лежали на районных властях; активно помогал в ремонте и Пенсионный фонд. Сейчас же центр тяжести начал смещаться на бюджет республики. В 2005 году на нужды домов ветеранов и центров социального обслуживания из республиканской казны выделено 88 миллионов рублей. Финансирование, конечно, шло и раньше, но деньги районам давали на всю “социалку” в целом — на дома ветеранов, больницы, школы и т. д. Нынешние же субсидии целевые — только на учреждения социального обслуживания. Кстати, масштабные эти дотации — первый этап, репетиция грядущих преобразований. В свете последних российских законов наши социальные структуры — районные и городские центры соцобслуживания, дома ветеранов и т. д. — со следующего года запланировано передать в ведение республиканских властей.
Что даст сельским домам ветеранов смена статуса? И федеральные чиновники, и местные социальные службы в прогнозах пока осторожны. Выводят и плюсы — централизация позволит разумно планировать расходы (из одного-то кошелька деньги делить проще), распределять места в домах ветеранов. Но и проблемы на первых порах наверняка тоже будут. Выйдет в доме ветеранов, к примеру, из строя водопровод или кухонная плита — как в этом случае “делить полномочия” между республикой и районом? Не из Чебоксар же мастера вызывать…
Но в главном, надеются заведующие ветеранскими домами, они все же выиграют — финансов, дай бог, прибавится.
Увы, кроме как на свою пенсию да государственную поддержку, одиноким постояльцам наших ветеранских домов рассчитывать не на что. Хотя многие из них и не одиноки — почти половина имеет взрослых дочек и сыновей. Поддержать бы этим людям одряхлевших родителей, да опора старости оказалась ненадежной. Одни дети о своих стариках и думать забыли, другие наведываются к ним раз в месяц — в день пенсии…
По разным причинам остались без семьи на склоне лет те, кто поселился в домах ветеранов. Но и за порогом “дома старости” жизнь для них не заканчивается. Как в семье, вместе справляют здесь общие праздники и дни рождения, и быт во многих домах ветеранов постарались обустроить по-домашнему — телевизоры, ковры, мягкая мебель… А бывает, повезет людям, найдут они и настоящую семью. Только в Чебоксарском районе в домах ветеранов за последние годы сложилось три супружеские пары.
“СПЕЦЖИЛЬЕ” ДЛЯ ВЕТЕРАНА
В городах проблема одинокой старости решается иначе, чем на селе. Во-первых, налажена система социального обслуживания на дому (за услуги ветераны тоже платят определенный процент от пенсии); во-вторых, существуют и специальные жилые дома для пенсионеров.
По сути это обычное жилье: “спецквартиры” дают по очереди, пожилые люди вносят за них квартплату. А дополнительно к их услугам — и помощь социального работника, и врача. Но зато ни продать, ни передать по наследству свои апартаменты жильцы не могут.
Подобные дома есть в Чебоксарах, Шумерле, Цивильске и Канаше. Живут в них более 300 человек — не только местные пенсионеры, но и переселенцы из бывших союзных республик.
А вот в Новочебоксарске — втором по величине городе республики — “спецжилье” для одиноких ветеранов возводить не стали. Местные власти посчитали, что лучшим вариантом помощи пожилым будет стационар временного проживания и отделения специализированной помощи на дому. Одно такое отделение в городе есть, в ближайшее время планируется открыть и второе.
ОТ БОГАДЕЛЕН ДО КОЛХОЗНЫХ ПРИЮТОВ
Первые попытки обустройства одиноких стариков в России принимались еще в XIV-XV вв. Нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся.
Большое значение для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.). В последнем указе, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым в них прием незазрительный…»
Поначалу все эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.
Приюты для одиноких пожилых людей открывали в России и после революции. В пятидесятых годах прошлого столетия широкое распространение получили межколхозные дома ветеранов. Ну а ветеранские дома нынешнего «образца» появились в стране в конце 80-х годов. В Чувашии, в частности, первый такой дом ветеранов был открыт в ноябре 1989 года в деревне Кшауши Чебоксарского района. Кстати, поначалу денег с пожилых постояльцев не брали. Оплата за «социальный сервис» домов ветеранов была узаконена российским правительством только в 1995 году. В нашей же республике плату ввели два года спустя - потому как с выплатой пенсий в то время были большие перебои.