Крест на морской карьере жителя Белой Холуницы Леонида Повышева, при этом едва не лишив его жизни, поставили пираты, с которыми судьба свела нашего земляка у берегов экваториальной Африки три года назад. Но он, капитан дальнего плавания, вынужденный сегодня довольствоваться ролью обычного пенсионера, все еще не теряет надежды снова выйти в море...
Случилось это в марте 2002 года. Их грузовое судно в ту роковую для него ночь в ожидании погрузки находилось на якорной стоянке у побережья западноафриканского Габона. В одном из портов этой бывшей французской колонии наши моряки должны были принять на борт груз, который надлежало доставить в Европу. Погрузка была запланирована на утро. По бортам теплохода несли ночное дежурство двое вахтенных. Остальные члены экипажа, в том числе старпом Леонид Повышев, отдыхали в своих каютах.
Пираты подкрались к борту незаметно - подкатили на бесшумном скоростном катере. Все произошло молниеносно. Забравшись на палубу, чернокожие корсары связали одного из вахтенных, второго, взяв в заложники, заставили быть их проводником - веди, мол, по каютам. Главной целью морских разбойников становятся, как правило, сейфы в каютах капитана и старшего помощника...
Как ему, пареньку из Белой Холуницы, откуда до ближайшего моря тысячи верст, пришла вдруг в голову мысль стать моряком, он сейчас, по прошествии тридцати с лишним лет, точно сказать не может. Скорее всего, свое дело сделали книжки о путешествиях и приключениях, которыми в детстве зачитывается всякий мальчишка. Но одни просто читают, другие превращают мечту в реальность. В семидесятом, после окончания восьмилетки, пятнадцатилетним пацаном он уехал в Архангельск, где и поступил в мореходку. И там впервые вышел в море - на учебном парусном судне. В дальнейшем, еще будучи курсантом, проходя практику, побывал и в своих первых "загранках" - в Голландии, Бельгии, Франции, Испании. После окончания училища несколько лет работал на внутренних рейсах - в Белом и Баренцевом морях. Случались уже тогда и дальние походы: от Мурманска, через весь Северный Ледовитый океан, до Таймыра и Чукотки.
А параллельно Леонид Повышев окончил заочно Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова, получив квалификацию инженера-судоводителя. После чего отправился наматывать свои тысячи морских миль уже по всему свету - как на отечественных, так и иностранных судах. За два минувших с тех пор десятилетия - а в 1997 году он после соответствующей аттестации получил уже и диплом капитана дальнего плавания - моряк из Белой Холуницы прошел в составе различных экипажей по всем служебным ступенькам морской иерархии: от третьего до старшего помощника (говоря "сухопутным" языком - первого заместителя) капитана. За эти годы, когда он работал уже в должности старпома, не раз приходилось Леониду Анатольевичу исполнять обязанности и непосредственно первого лица на корабле, принимая командование на себя, если, к примеру, капитан вдруг захворает, да и в случае иных непредвиденных обстоятельств.
Практически вся жизнь Леонида Повышева, с момента окончания мореходки до его списания на берег после той пиратской атаки, прошла в море. На суше бывал, можно сказать, урывками. Каждый год - по одному-два рейса. А каждый рейс - это шесть, а то и восемь месяцев. За одно такое плавание он проходил по двадцать - тридцать тысяч морских миль. С заходом в десятки различных портов самых разных стран и континентов. Ливерпуль, Ванкувер, Монреаль, Сан-Диего, Новый Орлеан, Буэнос-Айрес, Панамский и Суэцкий каналы, пролив Дрейка... А еще - Бомбей, Шанхай, Порт-Саид, Кейптаун, Сингапур, Гонконг, Луанда... Чтобы просто перечислить все эти бесчисленные точки на карте мира, где он побывал, не хватит и целой газетной страницы.
Семнадцать раз он за эти годы пересекал экватор. А последний раз это произошло 28 марта 2002 года. Следуя из южноафриканской Анголы (туда наши моряки доставили партию груза из Бельгии и теперь шли в Габон за новым грузом), судно, где он был старпомом, пройдя через экватор, вошло в Гвинейский залив, на следующий день бросив якорь у габонского берега...
Они, дюжина чернокожих бандитов, вооруженных огромными мачете (нечто среднее между ножом и мечом), ворвались в его каюту с дикими криками, требуя денег и золота. Орали по-английски. Судя по всему, это были нигерийцы. До этого они уже побывали в каюте капитана - оглушив его ударом бутылки по голове, забрали небольшую сумму наличности. Все, что было в сейфе. Денег за рейс команда еще не получила.
"Я попытался было убедить их в том, что у меня ничего нет, - вспоминает Леонид Анатольевич, - в ответ на что был избит до бесчувствия. Потом они обшарили каюту - ничего не нашли". Придя в ярость, разочарованные таким результатом обыска ночные гости снова стали истошно орать. Теряя сознание, он в этих криках разобрал только два слова: "Kill him!" ("Убьем его!"). На свое счастье вспомнил, что у него все же есть кое-что - золотой перстень с печаткой. Его и отдал бандитам. Те смягчились. Оставили старпома в живых. После чего с этой и другой добычей (несколько судовых компьютеров, видеотехника, всяческие личные вещи моряков) скрылись на своем катере в ночной, по-африкански черной, темноте...
То, что для обычного сухопутного жителя - бесконечная романтика, для него было просто работой. Хотя, разумеется, случались и по-настоящему экстремальные ситуации. Казалось бы, при нынешних технологиях риск повторить судьбу "Титаника" или, скажем, парусного фрегата, какие массово тонули в морях и океанах три-четыре века назад, современным судам вроде бы не грозит. Но...
Леонид Анатольевич, к примеру, вспоминает свой рейс 1993 года. Его экипаж вел тогда с Тайваня в африканский Бенин греческий теплоход "Экспидиент" с крупной партией риса. Когда проходили у берегов ЮАР, при сварочных ремонтных работах на палубе искры попали в трюм - вспыхнул пожар. Благо его удалось погасить. Судно и экипаж были спасены, чего не скажешь о товаре. Сгорело аж 500 мешков риса. А днем раньше они прошли буквально по краю чужой беды. По радио был принят сигнал SOS: где-то рядом, в южной Атлантике, тонул российский теплоход "Полесск". На спасение его команды с близлежащей базы британских ВМС на Фолклендских островах вылетел армейский вертолет. Но, долетев до места бедствия, обнаружил лишь пустую спасательную шлюпку - сам "Полесск" с экипажем в тридцать человек уже ушел под воду. Спасти, как поняли на "Экспидиенте" из радиопереговоров вертолетчиков с базой, никого не удалось.
А еще годом раньше Леонид Повышев сам едва не оказался в роли утопающего - вместе с экипажем грузового теплохода "Киржач", в составе которого он тогда, в 1992-м, работал в рейсе из Канады в Англию. "Киржач" шел через Атлантику с пиломатериалами. И во время шторма часть груза сбросило в воду ударом волны. Судно, потеряв равновесие, накренилось. Возникла угроза затопления - дело едва не дошло до подачи сигнала SOS. Но, к счастью, все обошлось. Экипаж все же смог справиться с креном своими силами...
А что касается, так сказать, заморского криминала, то впервые моряку из Белой Холуницы пришлось с ним столкнуться задолго до той встречи с пиратами. Правда, тогда, в первый раз, это были не морские разбойники, а обычные уличные грабители. В ноябре 94-го теплоход "Капитан Вакула", совершавший рейс из Аляски в Южную Америку, транзитом пришвартовался в бразильском порту Сантос (родина легендарного Пеле). Экипаж, а в его составе и Леонид Повышев, для кратковременного отдыха сошел на берег - прогуляться по городу. Это произошло средь бела дня прямо на оживленной центральной улице. Леонид Анатольевич и понять-то ничего не успел. К нему подскочили двое местных жителей, выстрелили в лицо струей нервно-паралитического газа из баллончика, а когда русский моряк в результате "отключился", обшарили его карманы. Очнувшись через несколько мгновений, наш земляк обнаружил, что нападавшие вытащили у него сотню долларов - всю имевшуюся при нем наличность... Вот так лихо грабят у них там, в карнавальной Бразилии...
О существовании пиратов он, уже в силу самой своей профессии, конечно, знал. О них рассказывали коллеги. О них говорили на инструктажах по безопасности. Но сам он с ними на протяжении всей своей карьеры мореплавателя, вплоть до той встречи с нигерийскими флибустьерами три года назад, никогда не сталкивался. Наиболее опасными в этом смысле считаются, как известно, Карибское море и особенно Юго-Восточная Азия, прежде всего - Южно-Китайское море и Малаккский пролив, где, кстати сказать, не раз пролегали маршруты Леонида Повышева, однако на морских разбойников он там не натыкался. А Гвинейский залив, где он также прежде бывал неоднократно, слыл куда менее опасным, и там он такой встречи совсем не ждал...
После этого инцидента с пиратами он и был отправлен на берег... Тяжело травмированного Леонида Повышева с атакованного морскими бандитами судна доставили в Либревиль, столицу Габона, откуда он авиарейсом был переправлен в Париж, а затем - в Санкт-Петербург...
Травмы, полученные при нападении пиратов, оказались столь нешуточными, что стало резко падать зрение. В итоге он был выведен на пенсию по инвалидности. И надолго, если уже не навсегда, осел в родной Белой Холунице. Прошло уже три года, как он, теперь, по сути, обычный пенсионер, ведет эту вынужденную сухопутную жизнь, а страховку за потерю здоровья во время того рокового рейса пока так и не получил - бюрократических проволочек на этом пути, увы, хватает. Все финансовые сбережения, остававшиеся от морских заработков, за три года, понятно, уже иссякли. Вот и живет сегодня капитан дальнего плавания, для которого еще недавно весь мир был как на ладони, в своей маленькой, тихой и такой далекой от всех морей и океанов Белой Холунице на пенсию в две тысячи рублей. Живет с женой, работающей в библиотеке, где заработки известно какие, и шестнадцатилетним сыном-школьником, а есть еще дочь-студентка...
А между тем инвалидом он себя не чувствует. Вот если б не глаза... А так - есть еще силы и энергия, никуда не делась и его высочайшая квалификация, а главное - огромный профессиональный опыт. Увы, все это никем сегодня не востребовано. Но он рассчитывает, что зрение все же постепенно вернется в норму. А никаких иных препятствий для возвращения в море у Леонида Анатольевича нет. И он пока надеется, что на берег списан не окончательно...
Однако покуда он все же вынужден, как говорится, сидеть на берегу, хочется выразить надежду, что, может, прочитав этот рассказ о нашем столь неординарном земляке, кто-то из деловых людей сможет что-то ему предложить, как-то востребовать потенциал этого уникального в своем роде специалиста, владеющего несколькими иностранными языками, в совершенстве знающего технику, и не только морскую, обладающего организаторскими способностями, управленческими навыками... Приведем на такой случай его электронный адрес: Lpovyshev@yandex.ru
Евгений РЕПИН.
"Вятский край"