Прошел всего один год с тех пор, как 1 февраля 2009 года в Москве прошла интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а как много сделано за это время.
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, в последний год перед многими верующими открылось «время возможностей» для реализации их талантов и инициатив, а церковная жизнь стала «гораздо более динамичной».
К числу главных прорывов Патриарха Кирилла в первый год его первосвятительского служения наблюдатели относят решение вопросов о преподавании религии в школе и о возрождении в армии института капелланов. Также за последний год стала заметно активнее миссионерская деятельность Церкви.
График богослужений и поездок предстоятеля в 2009 году был заметно насыщен — в общей сложности патриарх совершил более 230 служб и посетил 22 епархии Московского патриархата в России и странах ближнего зарубежья. В своих проповедях он неоднократно отмечал, что Московский патриархат «не является только Церковью Российской Федерации», но объединяет паству по всему миру.
Всего через несколько месяцев после восшествия на патриарший престол Кирилл I сделал заявку на серьезную роль в жизни страны и неожиданно энергично взялся за руководство единственным в стране крупным институтом, не находящимся под контролем Кремля.
Две встречи с тысячами студентов в Москве и Санкт-Петербурге показали, что он готов работать с молодежью. Сам патриарх Кирилл всегда выражал глубокую тревогу по поводу угроз, стоящих перед российской молодежью, — в особенности, алкоголизма и рыночной экономики.
Причем во всех бедах мира — и России в том числе — патриарх, хотя как правило и не упоминая впрямую Америку, обвинил именно Штаты, неоднократно заявляя, что безнравственная экономика обречена на крушение.
«Он копирует Иоанна Павла II, у которого была харизма, — говорит Анатолий Красиков, директор Центра социально-религиозных исследований Института Европы в Москве, бывший журналист-ватиканист государственного агентства ИТАР-ТАСС. — Кирилл — единственная фигура в православии, обладающая этим даром».
Среди решений Кремля, которые он горячо одобряет, — создание президентом Дмитрием Медведевым комиссии по борьбе с «фальсификацией истории». С нескрываемым презрением патриарх Кирилл неоднократно говорил о новом подходе, «который опрокидывает все достижения нашего народа в борьбе с фашизмом». По его словам, это продукт информационной машины, обеспечивающей триумф тех идей, которые рекламируются наиболее агрессивно.
Если брать в целом, то его результаты за первый год более чем блестящи. А как далеко зайдет реформация патриархом русской православной церкви будет видно впоследствии — сейчас более конкретно об этом говорить рано.
Впрочем, патриарха Кирилла и посейчас продолжают критиковать православные фундаменталисты, настроенные более националистически и опасающиеся модернизации. Еще в анализе первых ста дней патриарха Кирилла информационное агентство православных фундаменталистов «Русская линия» предупреждала об опасности его планов ведения активной миссионерской деятельности, поскольку это может угрожать церкви.
Сергей Филатов, социолог религии из Института востоковедения, прямо считает, что активность патриарха Кирилла, возможно, разочарует как либералов, так и фундаменталистов, которые могут отколоться от церкви, спровоцировав «очень серьезные кризисы».
Валерий Елманов.