Законодательное Собрание Нижегородской области предложило правительству приостановить действие его постановления от 09.09.04 N 208, в виду которого возможности продажи алкогольной продукции были сведены к нулю. Отказ от этого постановления, по мнению депутатов, необходим для поддержания в области социально-экономической стабильности. И действительно, речь идет и об интересах населения, и об устойчивости торгового бизнеса, и, наконец, о величине бюджетных сборов.
В постановлении областного правительства определены два режима торговли алкогольной продукцией в зависимости от количества градусов в ней.
Независимо от крепости спиртных напитков их продажа запрещена в радиусе 500 метров от детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждений. Это сильный разбег циркуля. Очевидно, что в городах зона “отчуждения” покроет все то пространство, в котором живут люди. А лесопарковые зоны превратятся в места массового распития и продажи, если такой запрет претворить в жизнь.
Впрочем, в лесопарковых зонах тоже не разгуляешься. Они попадают в перечень территорий, в которых запрещается продажа спиртных напитков крепче 13 градусов. (Это вторая группа запретных территорий.) В этом перечне также места массового скопления граждан (стадионы, пляжи, зоны отдыха), источники повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и оптовые продовольственные рынки. В 500 метрах от этих мест запрещается продажа всего, что крепче 13 градусов. В общем, купить в парке пиво будет можно, но только если в 500 метрах от места продажи не окажется абсолютно целомудренных учреждений - школ, больниц, детсадов.
Надо сказать, что идеология ограничения мест продажи алкоголя заложена в постановлении федерального правительства от 19.08.96 N 987 “О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией”. В нем названы категории объектов и учреждений, рядом с которыми продажа может быть ограничена. Соответствующие зоны запрета поручалось очертить нижестоящим органам власти. Однако областной кабинет министров, формально отталкиваясь от постановления правительства РФ, превысил свои полномочия. Эту точку зрения обосновал “Нижегородским новостям” начальник правового управления Законодательного Собрания Василий Ольнев.
Например, на территориях, прилегающих к школам и больницам, продажа алкогольной продукции запрещена российским правительством. Но весь фокус в том, что считать этой самой прилегающей территорией. Во-первых, в федеральных правилах продажи ничего нет про расстояние в 500 метров. Наверное, даже старшекласснику не удастся на переменке сгонять за полкилометра за бутылочкой, такой огромный радиус вряд ли оправдан.
Во-вторых, постановлением N 987 органам исполнительной власти субъектов РФ не разрешалось самим определять, что есть прилегающие территории. Им надлежало лишь установить порядок, в соответствии с которым прилегающие территории должны определяться органами местного самоуправления. Однако областное правительство, по мнению Василия Ольнева, все решило за органы местного самоуправления. И фактически описало прилегающие территории в своем постановлении. Заодно раздвинув границы прилегания до неслабых 500 метров, каковые в федеральных нормах вообще не упоминаются.
Законодательное Собрание направило постановление правительства в прокуратуру области для проверки его законности.
Владимир ОКМЯНСКИЙ.
"Нижегородские новости".