Недавно принятое республиканское постановление ограничивает по времени и по площади торговлю алкогольной продукцией крепостью более 15 градусов. Осенью-зимой продажа таких напитков должна начинаться не ранее 8 часов и заканчиваться не позднее 22. А весной-летом — разрешено с 7 до 23 часов. Под эти правила попадают магазины, а точнее — магазинчики, в которых площадь торгового зала менее 140 кв. метров для Чебоксар и Новочебоксарска; менее 120 кв. метров для Алатыря, Канаша, Шумерли, и менее 70 кв. метров — для районов республики. Этот же временной режим установлен для магазинов любой площади, расположенных в жилых домах или пристроях к ним.
Итак, по ночному времени очевидное преимущество получают супермаркеты, да еще питейные заведения. Конечно, не все довольны таким раскладом. Директор института стратегических исследований (есть, оказывается, такой в столице республики) И. Павлов пишет в редакцию “СЧ”: “В настоящее время крупные магазины в Чебоксарах — в руках московских, нижегородских и казанских бизнесменов. Значит, они сумели как-то подойти к чиновникам нашей республики. А те, видимо, учуяли источники больших доходов и хотят ограничить количество магазинов, торгующих спиртным. Но при этом ссылаются на благие цели: борьба с пьянством и т. д.”
Между тем другие специалисты считают, что новые требования по продаже спиртного не ограничивают права мелких фирм, существующих на этом рынке. Просто они, опираясь на аналогичные федеральные законы, направляют алкогольный бизнес в цивилизованное русло. Ну в самом деле, какой здравомыслящий человек станет защищать закуточки, круглосуточно торгующие горячительными напитками, зачастую сомнительного качества? Или с одобрением относиться к продаже спиртного вблизи детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждений. Новый документ и на это наложил “вето”. А еще нельзя будет продавать алкогольную продукцию крепостью свыше 15 градусов на смешанных рынках и автозаправочных станциях. Первые отнесены к местам массового скопления людей. Вторые — к источникам повышенной опасности. Чтобы, значит, из принявшего на грудь в призаправочном магазине клиента и бензина не получилась взрывоопасная смесь прямо на автозаправке. Намерения у разработчиков республиканского постановления самые благие. Но воплотятся ли они в жизнь? Вон с игровыми заведениями затеяли борьбу — и что же? В центре Чебоксар, например, разве что поубавилось “дьявольских” огоньков на призывно мигающих вывесках салонов, которые расположены в жилых домах. Значит, опять не для всех законы писаны?
При внимательном прочтении постановления в нем можно углядеть и фискальную речь. Почти вся торговля “привязана” к единому налогу на вмененный доход. Взимается он, исходя из площади торгового зала. Но если эта площадь превышает 150 кв. метров, то “вмененный” налог уступает место менее выгодной для коммерсанта традиционной схеме налогообложения. Понятно, что при уменьшении площади торгового зала снижается и сумма налога. Вот и ужимают сметливые бизнесмены свои торговые залы до предела. Теперь номер не пройдет. Хочешь продавать высокоградусные напитки, невзирая на поздний или ранний час, — принимай покупателей не в “чулане”, а в просторном помещении.
Аналитики не исключают, что кампания по регулированию продажи спиртосодержащей продукции будет набирать обороты. В Госдуме ждут своего часа поправки, направленные на лицензирование всех продавцов такого товара, а их немало. Это, в частности, аптеки, парфюмерные отделы (в лаке для волос, например, или в неподдельных духах — до 70 процентов спирта). Не исключено, что их обяжут обзаводиться определенным уставным капиталом, приобретать лицензию. Говорят, оптовикам, мелким и средним предпринимателям это недешево обойдется. А свои затраты, они, естественно, начнут возмещать за счет покупателей. Впрочем, как и те наши бизнесмены, которым уже сейчас придется расширить площади, чтобы не упустить часть клиентов, интересующихся спиртным.