|
Так “хозяин” распорядился. |
|
|
Вот и 1 декабря люди в очередной раз пришли к проходной. “Два пана дерутся, а у холопов чубы трещат”, “Нигде правды не найдешь”, “Хозяин распорядился не пускать”. Хозяином они называют акционера Илью Александрова, владеющего контрольным пакетом заводских акций. Он же, по разговорам, самый крупный акционер соседнего ОАО “Железобетон”. Именно через КПП этого предприятия проход на территорию “Стройдетали” - на два акционерных общества одна охрана, видимо, в целях экономии.
А теперь про панов и чубы. Журналисты вначале не поверили, что судьбу около 170 наемных рабочих может единолично решать один акционер из 600 с лишним – пусть даже и самый крупный. Но в то утро Илья Александров вел себя действительно по-хозяйски, именно он вышел к народу. И прилюдно объявил, что, пока не разберется с делами на заводе, никто к работе не будет допущен. И выразил свое резко негативное отношение к генеральному директору, который, по мнению акционера, “посадил” завод. Именно Илья Александрович сопроводил на территорию завода журналистов, накануне согласившись объяснить, что вообще происходит. Но оказалось, к диалогу с прессой он не готов. Некто В. Николаев, представившись помощником И. Александрова, записал интересующие журналистов вопросы и обещал в тот же день представить официальные ответы. Присутствовавший при этом владелец контрольного пакета акций молчал.
…А люди все еще стояли у проходной. Позиция “хозяина” их не устраивает, по общему мнению, “пусть начальство между собой разбирается, а мы должны работать. У всех семьи, их надо содержать, а на какие шиши? О коммунальных платежах вообще молчим, даже школьные обеды детей оплатить нечем”. Если уж работники стали лишними, то надо об этом заявить официально - отправить в административные отпуска. А коль на предприятии совсем плохи дела и оно на пути к банкротству, то упредить об этом в положенные сроки и уволить персонал по сокращению штатов с выплатой отработанной зарплаты и причитающихся в таких случаях компенсаций. Но никто даже речи об этом не заводит. Всех тревожит, что при “такой анархии” им не оплатят вынужденные прогулы, как это уже дали понять. А ведь неизвестно, сколько еще топтаться перед воротами завода.
Генеральный директор В. Димитриев считает действия И. Александрова неправомерными. Завод простаивает, терпит убытки, хотя его положение и без того сложное. С 8 ноября этого года в ОАО по решению арбитражного суда введена процедура наблюдения за финансовым состоянием предприятия.
- Людей надо допустить к работе. У нас есть заказы, и их надо закрыть. А дальше собственники, если сочтут нужным, пусть принимают решение на собрании акционеров о прекращении деятельности завода. Существует же законная процедура ликвидации акционерных обществ, есть, в конце концов, Трудовой кодекс, охраняющий права работников. Если я виноват, пусть разбираются. Но люди-то при чем? Вот если сейчас Александров выйдет и скажет: “Я пущу людей на завод, если ты напишешь заявление об уходе” - я тут же его напишу.
Директора беспокоит, что никто не желает вмешиваться в происходящее. С первых дней, как работников (в том числе и ИТР) перестали пускать на завод, были обращения в правоохранительные органы, но никто пока не отреагировал. Может, у журналистов получится разговор с “хозяином”? Увы, Илья Александрович не захотел обсуждать заводские проблемы с представителями СМИ.
А его помощнику В. Николаеву (называет себя психологом) понадобилось несколько дней, чтобы подготовиться к беседе с корреспондентом “Советской Чувашии”. Так почему же работников не допускают к работе? А потому, сообщил Владимир Ильич, что ОАО имеет долг по коммунальным платежам, которые оплачивал “Железобетон”. И в связи с этим на территории “Стройдетали” отключены электроэнергия и тепло. Кроме того, имеются миллионные недоимки по налоговым отчислениям. А виноват во всем якобы генеральный директор. Он, без ведома Александрова, создал ООО “Стройдеталь”. Там использовали сырье и транспорт ОАО, бесплатно расходовали энергоресурсы, изготовляли и продавали продукцию, но полученные деньги в акционерное общество не поступали. Сейчас ведется проверка, предстоит выяснить, куда девались заработанные средства, кто числился в работниках. Когда “образуются средства”, людям оплатят вынужденные прогулы.
Похоже, долгое будет разбирательство. Директор В. Димитриев утверждает, что ООО “Стройдеталь” было создано (находится на заводской территории) по прямому указанию акционера Александрова с целью минимизации налогооблагаемой базы. “Как же Илья Александрович не знал о существовании новой организации, когда там дверь выписывал”? И большинство работников на обоих предприятиях были “одно целое”, юридически перемещались из одного в другое в зависимости от количества заказов. И чего их искать, когда на каждого имеются трудовые книжки. И вообще директор – только исполнитель, все вопросы, касающиеся основных направлений деятельности предприятия, решает совет директоров ОАО, в составе которого “в основном родственники Александрова”.
А во главе ООО оказались родственники самого генерального директора, о чем сообщили журналисту с “хозяйской” стороны, да он и сам это не отрицает. Впрочем, людей мало волнуют родственные кланы на заводской территории и возникшие долги. Они исправно выполняли порученную им работу, а теперь оказались крайними.
Как видим, времена меняются, а отношение к рядовым работникам прежнее. Хозяева с ними не считаются. Журналисты так и не получили ответ на вопрос: какой статьей закона и каким пунктом устава ОАО руководствовался акционер И. Александров, распорядившись не допускать работников на их рабочие места? Кем он облечен на такие, прямо скажем, крутые полномочия? Наемные работники – не рабы, с которыми можно не церемониться, их права защищены законом. Хотелось бы напомнить об этом и “советчикам”, которые рекомендуют журналистам быть осторожнее при освещении подобных конфликтов, дабы не ошибиться в выборе аргументов “за” и “против”. В нашей истории аргумент один – около двухсот человек остались без работы.