Бурлака-то мы профукали
Золотое кольцо, (12:13) 16 августа 2006 г.
ВСЕ прекрасно понимали, что Рыбинску не угнаться ни за Ярославлем, ни за Угличем или Ростовом, вошедшим в сокровищницу Золотого кольца России. Но рыбинцы любили свой город не меньше, чем ярославцы, ростовчане и угличане - свои. Так что же делать, чтобы город на Волге с почти двухсотпятидесятитысячным населением стал таким же востребованным у российских и иностранных туристов? Но прошло уже два десятка лет, а ответ на этот вопрос так и не был найден...
Губернатор области Анатолий Лисицын регулярно журит местные рыбинские власти за то, что Рыбинск не раскручивается в туристическом направлении. И то сказать, микроскопический Мышкин давно обошел нас по всем статьям: к берегу этого городка ежегодно пристает в пять раз больше теплоходов, чем к причалу Рыбинска.
Чем прославить город? Как сделать так, чтобы хлынули потоки инвестиций и туристов? Чтобы в бюджете города туристическая составляющая была не крохотной, но достаточно определяющей статьей дохода? Местные чиновники, вышедшие в основном из партийно-советской номенклатуры, не представляли, как это можно сделать, а учиться не хотели. Предлагаемые жителями идеи гибли на корню под спудом чиновничьих бумаг.
Но совершенно неожиданно Рыбинск в прошлом году прославился сам собой и вошел в историю отечественного местного самоуправления как город, жители которого самостоятельно отстояли свой статус. Рыбинск стал единственным городом в России, жители которого провели по собственной инициативе референдум по статусу города и отстояли свое право жить в городе, а не в поселении. И после этого Рыбинском и рыбинцами заинтересовались на самом высоком уровне. Председатель комитета по местному самоуправлению Совета Федерации Федерального собрания РФ Леонид Рокецкий лично курировал процесс перехода Рыбинска из поселения в город, принимал делегации общественности из Рыбинска, помогал документами и материалами, докладывал о происходящем в самые высшие инстанции.
Именно поэтому Рыбинск был выбран специалистами российского Фонда развития информационной политики для проведения семинара по теме «Эффективное взаимодействие органов власти, общественных организаций, СМИ и населения в интересах развития города Рыбинска». Возглавлял семинар сам господин Рокецкий.
СНАЧАЛА все шло по накатанной колее. Местные чиновники похвалялись достигнутым, организаторы семинара многозначительно помалкивали, а журналисты обескураженно слушали... И вот после перерыва на трибуну поднялся Вадим Бондарь, директор Института коммунальных стратегий, депутат Государственной думы РФ. И после двух-трех его фраз журналисты и патриоты-общественники замерли.
Для начала Вадим Николаевич предложил нам своеобразную викторину. Он произносил названия известных городов, а мы должны были назвать понятия, с которыми эти города ассоциируют. Ну например, город Нюрнберг в сознании каждого человека, прожившего большую часть жизни в советскую эпоху, плотно связан со знаменитым Нюрнбергским процессом - судом мирового значения над фашистами и фашистской идеологией. Или российский город Оренбург сразу вызывает в памяти песню о пуховом платке, которыми прославились оренбургские рукодельницы. Тамбов заставляет вспомнить про тамбовского волка, который нам совсем не товарищ. И так далее...
По современным понятиям все эти ассоциации - самые настоящие брэнды, которые умело использовали предприимчивые люди для развития города и бизнеса. Например, в Тамбове был создан сначала фонд «Тамбовский волк», а потом стали появляться торговые марки, и вскоре тамбовские предприятия уже выпускали конфеты, сигареты и даже водку под таким названием. Там и музей волков есть, и разные праздники на тему волка проходят - в общем, все чин чинарем. Хотя с волками в тамбовских лесах нынче и напряженка...
А что же делать городам, не имеющим ни выдающихся исторических происшествий в прошлом, ни ярких названий, ни устойчивых фразеологических оборотов? Мировая наука о брэндинге, оказывается, достигла здесь вершин даже больших, чем при наличии устойчивого брэнда наподобие тамбовского волка или оренбургского пухового платка. Здесь уже действует закон о том, что голь на выдумки хитра. И по этому поводу Вадим Николаевич Бондарь привел замечательный пример раскрутки маленького немецкого города, где мэр в самом что ни на есть прямом смысле слова начал с абсолютного нуля.
Город располагается на территории бывшей ГДР. Только что из него выехала советская воинская часть, и нет в этом маленьком городке ну ничегошеньки, кроме населения, обслуживавшего эту воинскую часть, да оставшихся пустыми домов. Сидит мэр и думает, на какие же шиши ему поднимать этот злополучный город... А в это время две его маленькие внучки, только что прочитавшие популярную сказку «Пеппи - Длинныйчулок», спорят чуть не до драки о том, которая из них больше похожа на полюбившуюся героиню Пеппи...
И тут мэра осеняет великолепная мысль! И уже через несколько месяцев он проводит в своем маленьком городке международный конкурс для девочек под названием «Пеппи - Длинныйчулок». На конкурс съезжаются маленькие участницы со всего мира, мамы, папы, бабушки и дедушки которых снимают со своих счетов последние сбережения, лишь бы их родное, любимое дитя приняло участие в этом сногсшибательном конкурсе! А последние сбережения идут, разумеется, в копилку того самого постсоветского немецкого городка, мэр которого так умно использовал капризы своих маленьких внучек.
В ПРИНЦИПЕ брэнд в общепринятом мировом смысле этого слова раскрутить можно с чего угодно. Правда, чем масштабнее город, тем сложнее. Пеппи прижилась в маленьком городке, но в Нью-Йорке или даже в Берлине она растворилась бы... Так и идею бурлака-зимогора в Рыбинске оправданно посчитали убогой, дескать, не достоин этот безработный и по современным понятиям почти что пьянчужка-бомж того, чтобы на нем делали имя городу... Правда, с этим не согласен губернатор Лисицын. Недавно Анатолий Иванович пожурил рыбинцев за то, что от бурлака отказались, и привел в пример Углич, где бурлаков столько, сколько в Рыбинске, не было, но мэр Углича Элеонора Шереметьева решила использовать этот брэнд для очередной туристической кампании, и в ближайшее время будут организованы самые настоящие соревнования бурлаков, в которых, пообещал рыбинцам губернатор, он примет непосредственное участие, впрягшись в бурлацкую лямку...
Что ж, будем считать, что бурлака рыбинцы профукали, но это не очень обидно. Обиднее, что профукали конкурс российских рыбаков, который проходит почему-то в Кинешме, никогда не блиставшей рыбным брэндом... Но, как мы видим на примере немецкого мэра, мировой опыт раскручивания городов показывает, что можно обойтись даже без устойчивого брэнда, раскрутить можно что угодно, хоть даже устроить в городе соревнования двойников президента Путина. А таковые как раз в Рыбинске имеются. Главное - чтобы идея была новой и чтобы на нее откликнулись желающие принять участие, лучше, если в мировом масштабе, как в случае с Пеппи - Длинныйчулок.
И вот если мы привлечем для консультаций специалистов и раскрутим профессиональную компанию (кстати, москвичи настоятельно рекомендуют, чтобы возглавляли ее все-таки не профессионалы из столичных брэндинговых агентств, а патриоты Рыбинска, но патриоты интеллектуальные и образованные), то следующий этап - грамотные действия журналистов. На данную тему было интереснейшее выступление доцента факультета журналистики МГУ Дмитрия Мурзина. Этот удивительный человек, журналист по профессии, в свое время фактически в одиночку раскрутил газету «Финансовые известия», да так, что на средства от прибыли построил в Москве многоквартирный дом для сотрудников.
Мурзин с коллегами нас порадовали. Оказывается, газеты как печатные органы, вопреки распространенному мнению об идеологическом всесилии телевидения, обретают сейчас во всем мире большую значимость, чем другие СМИ. И особенно как раз в малых городах. Здесь газеты - не просто информационные листки или средство для пиар-кампаний, но прежде всего дискуссионная площадка. Газета, оказывается, совсем не изменилась со времен Владимира Ильича и осталась (вспомним классика марксизма-ленинизма) не только коллективным агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором. Она - как клуб в селе, где проходят обсуждения всех насущных проблем и вырабатывается истина. В городе невозможно всех собрать в клубе, но возможно всех собрать в газете. И это, подчеркнул Мурзин, уже научно доказано.
Теперь важно, чтобы специалисты вместе с властью и заинтересованными людьми разработали стратегию развития города и начали брэндинговую кампанию. Мэр Рыбинска Евгений Сдвижков слушал москвичей затаив дыхание и после семинара велел все выступления распечатать и положить ему на стол. Это хороший признак
Последние статьи
В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России выбрали лучшие автомобили года
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
XCite представил кроссовер X-Cross 8
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Плохой сон в 40 лет ускоряет старение мозга
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
В России запустили производство базовых станций 4G и 5G связи
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
4 человека пострадали в результате аварии вертолета в Нижегородской области
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Возвращение Штирлица: в России снимут новый сериал по романам Юлиана Семенова о Максиме Исаеве
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
Трагедия в Грозном: Четыре человека погибли при взрыве на автозаправочной станции
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Инвестор планирует вложить 500 миллионов рублей в обновление молочного завода в Нижнем Новгороде
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб с пивом без угрызений совести
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.