Бурлака-то мы профукали

Золотое кольцо, (12:13) 16 августа 2006 г.

 Журналисты рыбинских СМИ, приглашенные на исходе июля на семинар, организованный российским Фондом развития информационной политики и администрацией Рыбинского городского округа, и не подозревали даже, идя на семинар, что наконец-то найдут ответы на те вопросы, которые мучают их уже, наверное, двадцать лет. Точнее, с того памятного дня, когда в январе 1986 года Министерством культуры бывшего Советского Союза Рыбинску, крупному промышленному центру, не помышлявшему ни о каком туризме и ни о каких памятниках истории, архитектуры и культуры, был присвоен статус исторического города.

ВСЕ прекрасно понимали, что Рыбинску не угнаться ни за Ярославлем, ни за Угличем или Ростовом, вошедшим в сокровищницу Золотого кольца России. Но рыбинцы любили свой город не меньше, чем ярославцы, ростовчане и угличане - свои. Так что же делать, чтобы город на Волге с почти двухсотпятидесятитысячным населением стал таким же востребованным у российских и иностранных туристов? Но прошло уже два десятка лет, а ответ на этот вопрос так и не был найден...

Губернатор области Анатолий Лисицын регулярно журит местные рыбинские власти за то, что Рыбинск не раскручивается в туристическом направлении. И то сказать, микроскопический Мышкин давно обошел нас по всем статьям: к берегу этого городка ежегодно пристает в пять раз больше теплоходов, чем к причалу Рыбинска.

Чем прославить город? Как сделать так, чтобы хлынули потоки инвестиций и туристов? Чтобы в бюджете города туристическая составляющая была не крохотной, но достаточно определяющей статьей дохода? Местные чиновники, вышедшие в основном из партийно-советской номенклатуры, не представляли, как это можно сделать, а учиться не хотели. Предлагаемые жителями идеи гибли на корню под спудом чиновничьих бумаг.

Но совершенно неожиданно Рыбинск в прошлом году прославился сам собой и вошел в историю отечественного местного самоуправления как город, жители которого самостоятельно отстояли свой статус. Рыбинск стал единственным городом в России, жители которого провели по собственной инициативе референдум по статусу города и отстояли свое право жить в городе, а не в поселении. И после этого Рыбинском и рыбинцами заинтересовались на самом высоком уровне. Председатель комитета по местному самоуправлению Совета Федерации Федерального собрания РФ Леонид Рокецкий лично курировал процесс перехода Рыбинска из поселения в город, принимал делегации общественности из Рыбинска, помогал документами и материалами, докладывал о происходящем в самые высшие инстанции.

Именно поэтому Рыбинск был выбран специалистами российского Фонда развития информационной политики для проведения семинара по теме «Эффективное взаимодействие органов власти, общественных организаций, СМИ и населения в интересах развития города Рыбинска». Возглавлял семинар сам господин Рокецкий.

СНАЧАЛА все шло по накатанной колее. Местные чиновники похвалялись достигнутым, организаторы семинара многозначительно помалкивали, а журналисты обескураженно слушали... И вот после перерыва на трибуну поднялся Вадим Бондарь, директор Института коммунальных стратегий, депутат Государственной думы РФ. И после двух-трех его фраз журналисты и патриоты-общественники замерли.

Для начала Вадим Николаевич предложил нам своеобразную викторину. Он произносил названия известных городов, а мы должны были назвать понятия, с которыми эти города ассоциируют. Ну например, город Нюрнберг в сознании каждого человека, прожившего большую часть жизни в советскую эпоху, плотно связан со знаменитым Нюрнбергским процессом - судом мирового значения над фашистами и фашистской идеологией. Или российский город Оренбург сразу вызывает в памяти песню о пуховом платке, которыми прославились оренбургские рукодельницы. Тамбов заставляет вспомнить про тамбовского волка, который нам совсем не товарищ. И так далее...

По современным понятиям все эти ассоциации - самые настоящие брэнды, которые умело использовали предприимчивые люди для развития города и бизнеса. Например, в Тамбове был создан сначала фонд «Тамбовский волк», а потом стали появляться торговые марки, и вскоре тамбовские предприятия уже выпускали конфеты, сигареты и даже водку под таким названием. Там и музей волков есть, и разные праздники на тему волка проходят - в общем, все чин чинарем. Хотя с волками в тамбовских лесах нынче и напряженка...

А что же делать городам, не имеющим ни выдающихся исторических происшествий в прошлом, ни ярких названий, ни устойчивых фразеологических оборотов? Мировая наука о брэндинге, оказывается, достигла здесь вершин даже больших, чем при наличии устойчивого брэнда наподобие тамбовского волка или оренбургского пухового платка. Здесь уже действует закон о том, что голь на выдумки хитра. И по этому поводу Вадим Николаевич Бондарь привел замечательный пример раскрутки маленького немецкого города, где мэр в самом что ни на есть прямом смысле слова начал с абсолютного нуля.

Город располагается на территории бывшей ГДР. Только что из него выехала советская воинская часть, и нет в этом маленьком городке ну ничегошеньки, кроме населения, обслуживавшего эту воинскую часть, да оставшихся пустыми домов. Сидит мэр и думает, на какие же шиши ему поднимать этот злополучный город... А в это время две его маленькие внучки, только что прочитавшие популярную сказку «Пеппи - Длинныйчулок», спорят чуть не до драки о том, которая из них больше похожа на полюбившуюся героиню Пеппи...

И тут мэра осеняет великолепная мысль! И уже через несколько месяцев он проводит в своем маленьком городке международный конкурс для девочек под названием «Пеппи - Длинныйчулок». На конкурс съезжаются маленькие участницы со всего мира, мамы, папы, бабушки и дедушки которых снимают со своих счетов последние сбережения, лишь бы их родное, любимое дитя приняло участие в этом сногсшибательном конкурсе! А последние сбережения идут, разумеется, в копилку того самого постсоветского немецкого городка, мэр которого так умно использовал капризы своих маленьких внучек.

В ПРИНЦИПЕ брэнд в общепринятом мировом смысле этого слова раскрутить можно с чего угодно. Правда, чем масштабнее город, тем сложнее. Пеппи прижилась в маленьком городке, но в Нью-Йорке или даже в Берлине она растворилась бы... Так и идею бурлака-зимогора в Рыбинске оправданно посчитали убогой, дескать, не достоин этот безработный и по современным понятиям почти что пьянчужка-бомж того, чтобы на нем делали имя городу... Правда, с этим не согласен губернатор Лисицын. Недавно Анатолий Иванович пожурил рыбинцев за то, что от бурлака отказались, и привел в пример Углич, где бурлаков столько, сколько в Рыбинске, не было, но мэр Углича Элеонора Шереметьева решила использовать этот брэнд для очередной туристической кампании, и в ближайшее время будут организованы самые настоящие соревнования бурлаков, в которых, пообещал рыбинцам губернатор, он примет непосредственное участие, впрягшись в бурлацкую лямку...

Что ж, будем считать, что бурлака рыбинцы профукали, но это не очень обидно. Обиднее, что профукали конкурс российских рыбаков, который проходит почему-то в Кинешме, никогда не блиставшей рыбным брэндом... Но, как мы видим на примере немецкого мэра, мировой опыт раскручивания городов показывает, что можно обойтись даже без устойчивого брэнда, раскрутить можно что угодно, хоть даже устроить в городе соревнования двойников президента Путина. А таковые как раз в Рыбинске имеются. Главное - чтобы идея была новой и чтобы на нее откликнулись желающие принять участие, лучше, если в мировом масштабе, как в случае с Пеппи - Длинныйчулок.

И вот если мы привлечем для консультаций специалистов и раскрутим профессиональную компанию (кстати, москвичи настоятельно рекомендуют, чтобы возглавляли ее все-таки не профессионалы из столичных брэндинговых агентств, а патриоты Рыбинска, но патриоты интеллектуальные и образованные), то следующий этап - грамотные действия журналистов. На данную тему было интереснейшее выступление доцента факультета журналистики МГУ Дмитрия Мурзина. Этот удивительный человек, журналист по профессии, в свое время фактически в одиночку раскрутил газету «Финансовые известия», да так, что на средства от прибыли построил в Москве многоквартирный дом для сотрудников.

Мурзин с коллегами нас порадовали. Оказывается, газеты как печатные органы, вопреки распространенному мнению об идеологическом всесилии телевидения, обретают сейчас во всем мире большую значимость, чем другие СМИ. И особенно как раз в малых городах. Здесь газеты - не просто информационные листки или средство для пиар-кампаний, но прежде всего дискуссионная площадка. Газета, оказывается, совсем не изменилась со времен Владимира Ильича и осталась (вспомним классика марксизма-ленинизма) не только коллективным агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором. Она - как клуб в селе, где проходят обсуждения всех насущных проблем и вырабатывается истина. В городе невозможно всех собрать в клубе, но возможно всех собрать в газете. И это, подчеркнул Мурзин, уже научно доказано.

Теперь важно, чтобы специалисты вместе с властью и заинтересованными людьми разработали стратегию развития города и начали брэндинговую кампанию. Мэр Рыбинска Евгений Сдвижков слушал москвичей затаив дыхание и после семинара велел все выступления распечатать и положить ему на стол. Это хороший признак

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

22 января 2025 г. :: Криминал

Мошенники под видом учителей: новая схема взлома аккаунтов на «Госуслугах»

Мошенники используют новую схему для доступа к аккаунтам на «Госуслугах», маскируясь под сотрудников школ. Узнайте, как защитить свои данные и не стать жертвой обмана.

21 января 2025 г. :: Технологии

Новосибирские инженеры создали инновационный водный двигатель для спутников

Новосибирские инженеры создали инновационный водный двигатель для спутников. Узнайте, как он работает и где будет применяться.

20 января 2025 г. :: Экологический дозор

Учёные России разрабатывают технологии для ликвидации разлива мазута в Чёрном море

Более 40 исследователей из 14 вузов и НИИ участвуют в очистке побережья от нефтепродуктов. Применяются механические, биологические и химические методы, включая просеивание песка, микробиологическую очистку и экспериментальные «биобоны».

20 января 2025 г. :: Политика

Путин: СВО направлена на защиту национальных интересов России и будущих поколений

Президент России заявил, что специальная военная операция призвана обеспечить долгосрочную стабильность и безопасность граждан. В ходе заседания Совбеза он выразил готовность к диалогу с новой администрацией США и объяснил необходимость своевременного начала СВО.

19 января 2025 г. :: Медицина

Путин отметил роль медиков, а Владимирская область усиливает поддержку медработников

На фоне дефицита 25 тыс. врачей и 130 тыс. среднего медперсонала в России, Владимирская область вводит повышенные компенсации, расширяет льготную ипотеку и отменяет возрастные ограничения в программах «Земский доктор». Средняя зарплата медиков в регионе теперь достигает 80 тыс. рублей.

18 января 2025 г. :: Экономика

Правительство направит свыше 6 млрд рублей на пенсии жителям новых регионов

Более 6 млрд рублей выделено на пенсионные выплаты жителям ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей за первый квартал 2025 года. Средства перераспределены из федерального бюджета по распоряжению Михаила Мишустина.

17 января 2025 г. :: Экономика

Российский рынок e-commerce вырос на четверть в 2024 году

Российский рынок электронной коммерции вырос на 25% в 2024 году. Узнайте, какие товары и услуги стали лидерами продаж и как изменились потребительские привычки.

14 декабря 2024 г. :: Технологии

Блокировка Viber в России: что стоит за решением Роскомнадзора?

Роскомнадзор заблокировал мессенджер Viber в России, ссылаясь на его использование в террористических и экстремистских целях, а также для вербовки граждан и торговли наркотиками. Это решение вызвало широкий резонанс среди пользователей, так как Viber остается одним из самых популярных мессенджеров в стране. Блокировка ставит перед пользователями вопрос о поиске альтернатив и возможных способах обхода ограничений.

11 ноября 2024 г. :: Технологии

В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников

В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.

07 ноября 2024 г. :: Транспорт

В России выбрали лучшие автомобили года

В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости