1. Согласно результатам соцопросов (проведены в свое время исследовательским холдингом "РОМИР Мониторинг" и рядом региональных организаций, занимающихся социологическими исследованиями), почти половина россиян согласно с утверждением, что необходима цензура СМИ. Как Вы считаете, возможно ли в ближайшее время официальное введение цензуры, к чему это может привести, кто в этом заинтересован?
2. Насколько сейчас СМИ находятся под прессом негласной цензуры, насколько они имеют возможность выражать свою позицию по тем или иным вопросам?
Олег Кашин, журналист ИД «КоммерсантЪ»:
Отвечая утвердительно на вопрос о цензуре, упомянутая в результатах опроса "почти половина россиян", полагаю, не имеет в виду запрет на появление в эфире оппозиционных политиков, запрет на распространение объективной информации из Чечни, запрет свободных дискуссий в прямом эфире и так далее. Запрос на цензуру в обществе есть в том смысле, что очень многие люди - потребители информации - недовольны обилием слишком откровенных телепередач на криминальные темы, жестких фильмов, в которых много трупов и крови и так далее. Но очевидно, что заинтересованные во введении цензуры силы, прежде всего, заботятся не о защите нравственности, а о введении единомыслия в преддверии парламентских выборов 2007 года. Ни к чему, кроме окончательной утраты доверия федеральными СМИ, прежде всего телевидением, это не приведет.
Сейчас СМИ, судя по оживленному, несмотря на сезон отпусков, переделу медиарынка, стоят на пороге очередной большой информационной войны, сопоставимой с войнами 1997 ("Связьинвест") и 1999 годов (выборы в Госдуму). Понятно, что в условиях этой войны никто из игроков рынка, и как и во время прошлых войн, не намерен считаться с интересами журналистов или таким абстрактным понятием, как свобода слова. От СМИ - и государственных, и оппозиционных (которые практически полностью находятся под контролем коалиции "политэмигрантов") требуется играть роль информационной дубины, а не выражать свою позицию - как говаривал председатель Гостелерадио СССР Сергей Георгиевич Лапин, "позиция у нас одна - центральный комитет". Подозреваю, что очень скоро жизнь журналистов в условиях негласной цензуры информационной войны станет совершенно невыносимой, и мы еще будем с грустью вспоминать даже начало 2005 года как последние дни существования более-менее свободных СМИ.