"Моя профессия — вторая мама"
Миасский рабочий, (12:04) 10 апреля 2010 г.
Учитель русского языка и литературы из гимназии № 26 Елена Артышева стала победителем областного конкурса «Самый классный классный». Теперь она готовится представлять Южный Урал на аналогичном всероссийском конкурсе.
— Елена Анатольевна, конкурс, в котором Вы участвовали, собрал лучших педагогов области. В какой-то степени он был индикатором общего уровня профессионализма классных руководителей в наших школах. Высок ли, на Ваш взгляд, этот уровень или победитель не чувствовал серьёзной конкуренции?
— Мне победа далась нелегко. Уровень конкурса был высоким, подготовка участников отличной. Уже на вечере знакомств стало ясно, что здесь, в лесной школе Озёрска, собрались творческие люди. Каких только сценических находок и интересных приёмов не было на самопрезентациях педагогов! В финале выступали 16 классных руководителей из разных городов и районов области, и каждый из них показал себя неординарной личностью и украшением российской школы.
— Для вас как для филолога не подлежит сомнению, что слова «учитель» и «педагог» мужского рода. А много ли среди участников конкурса было мужчин?
— Ни одного. Заместитель министра образования и науки области Надежда Фуникова предположила, что сильный пол испугался нагрузки, которую предстояло испытать конкурсанткам. Шутка шуткой, а если серьёзно, то грустно всё это.
— Почему же мужчины не идут в школу?
— Основная причина, конечно, в заработке. Главе семьи, мужчине, трудиться за такую маленькую зарплату, мягко говоря, некомфортно. На моей памяти было не раз, когда мужчины приходили в школу, влюблялись в свою профессию, а затем уходили. Жалели, но куда деваться? У них семья и её надо кормить. Вероятно, есть и вторая причина. Труд педагога требует очень кропотливой ежедневной работы, а кроме того, эмоциональности.
Женщине в этом плане легче, так уж она устроена.
— Труд свободного учителя-предметника и труд классного руководителя отличаются как небо и земля?
— Понятие «воспитатель» включает в себя и понятие «учитель-предметник», и понятие «классный руководитель». Чистый предметник на своих уроках имеет огромную массу возможностей осуществлять и регулировать воспитательный процесс. Но функция учителя, который является ещё и классным руководителем, гораздо шире. У него непочатый край работы. Он и психолог, и блюститель порядка, и судья, и даже в какой-то степени семейный доктор либо пастор. Можно продолжить список профессий, приёмы которых мне приходится применять в своей работе. Скажу коротко: моя профессия — вторая мама.
— Тяжело…
— Вот именно. Конечно, я бы никогда не состоялась как классный руководитель, если бы не поддержка моих коллег, родителей и детей, разумеется. Главным образом благодаря детям учитель становится настоящим учителем. А у нас в гимназии к тому же сложился интересный коллектив единомышленников, которые умеют стимулировать друг друга. Я считаю, что в любой школе от того, сколько там настоящих педагогов-энтузиастов, зависит всё. В том числе и официальный статус, и просто доброе имя учебного заведения.
Директор нашей гимназии Илья Герштейн, на мой взгляд, тонкий психолог и гуманист.
Он помогает учителю полнее раскрыть свои возможности и нацеливает на выполнение задачи, которая, на первый взгляд, кажется непреодолимой. Но всё получается — и успех окрыляет, и стимулирует на дальнейшую работу.
— Раз у нас зашла речь о коллективе, то скажите, пожалуйста, являетесь ли Вы сторонником воспитания человека через его вовлечение в коллектив? Или лучше воспитывать индивидуалистов?
— Подростки всегда были одинаковыми, разве что нынешнее время с его социальными вопросами и обилием информации обострило подростковый максимализм. За внешней, напускной бравадой обычно прячется нежнейшая душа человека, не уверенного в себе, не знающего жизни.
Коллектив как средство адаптации к окружающей действительности необходим. Там воспитываются толерантное отношение к другому человеку и умение уживаться с незнакомыми людьми. Человеку, не понимающему чужих интересов и не уважающему их, наверняка в дальнейшем будет непросто. А ведь ни один учитель не пожелает зла своему питомцу, ведь так?
Но, с другой стороны, в коллективе часто бывает не принято высовываться и заявлять о своей особой одарённости. В таких условиях человек может и не проявить свои талант и индивидуальные качества. А педагог должен помочь ребёнку раскрыть его дар и природные способности и направить своего питомца на путь развития этого дара.
В решении спора о том, что лучше — индивидуализм или коллективизм, моё сердце — в поисках золотой середины. В поисках той самой гармонии и с окружающим миром людей, и с собственной душой.
— Человек изначально рождается талантливым? Дети уже появляются на свет архитекторами, врачами или артистами, важно лишь это увидеть и развить?
— Однозначного ответа нет. Нельзя сказать, что этот ребёнок родился гениальным математиком, а тот — великим писателем. В каждом ребёнке изначально заложен какой-то дар, но было бы неправильным утверждать, что человеку следует быть по профессии именно тем-то.
Можно говорить лишь о направлениях, в которых его одарённость может проявиться.
— Вы преподаете литературу. Помогает ли она Вам в жизни и помог ли преподаваемый вами предмет победить в конкурсе?
— Очень помог, потому что от конкурсантов требовались владение ораторским искусством и умение выражать свои мысли и облекать их в привлекательную форму. Надо вообще сказать, что в жизни это очень даже не лишнее.
Остаётся выразить сожаление, что дети сегодня мало читают и редко берут книгу в руки.
Ведь именно книга не только даёт представление о жизни, но и формирует язык человека.
Умение говорить помогает сделать карьеру. Значит, книга, в том числе и художественная, — это ключ к успешной жизни.
— А Вы сами что читаете?
— Моя работа связана с классической литературой, поэтому я читаю и перечитываю классику. С возрастом начинаешь понимать, что хотел сказать писатель, и обращаешь внимание на то, о чём раньше не задумывался. Перечитывать книгу через несколько лет после прочтения бывает очень интересно: в ней ты вдруг открываешь много нового.
Люблю Булгакова — «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце». Ещё большая поклонница многих советских писателей, которых в своё время активно печатали в «Новом мире» и «Роман-газете», — Айтматова, Астафьева, Липатова и Распутина…
Много хороших прозаиков было в нашей стране.
— Ну и напоследок, пожалуй, главный вопрос. Что наиболее важно в воспитании?
— Измерить процесс воспитания достаточно сложно. Он не укладывается в рамки всевозможных методик. К тому же этот процесс бесконечный. Но в любой ситуации воспитатель должен реагировать таким образом, чтобы ребёнку в результате было хорошо.
Марк Корюков, "Миасский рабочий"
Последние статьи
Роскомнадзор заблокировал мессенджер Viber в России, ссылаясь на его использование в террористических и экстремистских целях, а также для вербовки граждан и торговли наркотиками. Это решение вызвало широкий резонанс среди пользователей, так как Viber остается одним из самых популярных мессенджеров в стране. Блокировка ставит перед пользователями вопрос о поиске альтернатив и возможных способах обхода ограничений.
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.