Несколько месяцев назад вокруг единого экзамена снова разгорелись бурные споры. "ЕГЭ отменят" - прогнозировали одни эксперты. "ЕГЭ сохранят, но оставят и обычные школьные экзамены" - полагали другие. И вот на прошлой неделе на коллегии российского Министерства образования и науки решалась его судьба.
Участвовала в том заседании и министр образования и молодежной политики Чувашии Галина Чернова. А вернувшись, сообщила журналистам о главном вердикте коллегии: единому экзамену быть. Но, как и прежде, в статусе эксперимента: общими для всех он должен стать с 2008 года, а не с 2005-го, как намечалось ранее. В следующем году в эксперименте примут участие 78 регионов страны. Большинству из них оставляют свободу выбора: выпускники сами будут решать ? сдавать им привычный школьный экзамен или писать тесты ЕГЭ. Пополнится и список вузов и техникумов, принимающих результаты единого экзамена. Как сказал на днях руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В. Болотов на встрече с главными редакторами региональных газет в информагентстве ?Росбалт?, в следующем году в эксперименте будут участвовать 2 тысячи средних специальных учебных заведений и 1650 вузов страны ? почти вдвое больше, чем в 2004 году.
Это ? в целом по стране. А что у нас? Как сообщила на пресс-конференции Г. Чернова, в 2005 году по традиции обязательным будет единый экзамен по математике. Станет ли как в прошлом году общим для всех и ЕГЭ по русскому языку, пока не решено. Большую же часть школьных предметов ученики по-прежнему могут сдавать по выбору. При этом сохранится система ?один балл в пользу ученика?: если, к примеру, за год по математике выпускник получил ?четыре?, а единый экзамен сдал на ?тройку?, в аттестат идет более высокая оценка.
На ЕГЭ наша республика пойдет уже в пятый раз. И вопрос, нужен ли этот экзамен как таковой, на повестке дня не стоит. Есть другой, не менее важный момент: что дает единый экзамен? Общие выводы знакомы: педагогам ЕГЭ помог выяснить реальное качество знаний учеников, выпускникам ? упростил дорогу в вузы и т. д. Но каждый год приносит новые открытия. Оказалось, например, что с помощью ЕГЭ можно оценить не только работу образовательной отрасли, школы и отдельных педагогов, но даже качество учебников (такие данные собирали в республике в прошлом году по заказу из Москвы). А в этом году вывели у нас и любопытную статистику: ?стоимость? одного балла ЕГЭ. Расчет был несложный: за основу взяли ежегодные затраты на одного ученика в городских и сельских школах, разделили их на средний балл ЕГЭ по русскому языку (в глубинке и в городе он, понятно, тоже разный). И получили в общем ожидаемый результат: в сельских школах ?цена? балла в два раза выше, чем в городских (173 и 85 рублей соответственно). Цифры, конечно, условные. Но они ? еще одно подтверждение тому, что перемены, идущие сейчас в сельских школах, не прихоть чиновников ? реальная необходимость.
Наши школьные новшества ? и реструктуризация, и единый экзамен ? уже дают конкретные результаты. С каждым годом прибавляется число сельских школьников, ставших студентами вузов. И в лучших университетах страны наши ребята сейчас не редкие гости. Если в 2000 году в вузы других городов поступило 5,3 проц. выпускников республики, то в 2004-м ? 18,6. Не всем, правда, эти достижения по душе. В противниках ЕГЭ оказался и ряд московских вузов (в том числе МГУ), и власти первопрестольной. Аргументы они приводят разные, но, как правило, умалчивают об одном из главных: с введением ЕГЭ у столичных школьников появились серьезные конкуренты. И примеры есть. В Санкт-Петербурге в этом году решились на смелый шаг ? открыли для ЕГЭ все вузы города. В итоге в общей армии первокурсников почти 44 процента составили ребята из других городов.
Но и для регионов есть в ЕГЭ оборотная сторона: уедут учиться в столицу самые лучшие, самые талантливые и ? не вернутся. Проблема немалая. И, как считает Г. Чернова, думать сейчас надо не о том, как удержать молодежь, а о том, как и чем привлечь ее обратно. Главные ?козыри? здесь ? интересная работа, хорошая зарплата, а еще ? умелая агитация. Первые шаги сделаны. В Чувашии создан единый банк данных выпускников, поступивших в вузы других городов. А министерства республики проводят общие сборы руководителей местных предприятий и наших ?москвичей?- студентов высшей школы экономики, университета печати. Тех, кто помладше, директора приглашают на практику, а старшекурсников ? и на работу. И будем надеяться ? пусть не все, но кто-нибудь да согласится.
С ДВОЙКАМИ ? НЕ БРАТЬ
"На коллегии российского Минобразования говорилось и о недостатках при проведении ЕГЭ. Как сообщил на семинаре главных редакторов газет в ИА "Росбалт" Виктор Болотов, пятая часть всех сдавших ЕГЭ по математике в 2004 году написала его на "двойку". Что тому виной: крайне низкий уровень преподавания в школе или завышенные требования стандарта по математике ? в этом еще предстоит разобраться. Большинство ребят, которые сдавали ЕГЭ по литературе, даже не приступило к самой сложной части "С" ? написанию эссе. А вот выпускники, сдававшие историю и обществоведение, наоборот, порадовали независимостью суждений в ответах на часть "С".
Серьезные претензии у Рособрнадзора к тем вузам, которые зачисляли ребят в студенты с баллами ниже "егэшной" тройки. То есть принимали двоечников. "Мы будем прекращать финансировать бюджетные места в таких вузах и пересмотрим вопрос об их аккредитации", ? заявил Виктор Болотов.
ПРЕМИЯ ЗА ПЯТЕРКУ
Общие правила единого экзамена для всех одинаковы. Но в деталях регионы ищут свои варианты. В этом году в ряде областей страны опробовали новую технологию проведения ЕГЭ. Привезенные из Москвы пакеты с заданиями тестов выпускникам не раздавали: вариант (один из тысячи) сразу на экзамене для них выбирал компьютер.
У нас в республике, по словам сотрудников Министерства образования, новшество это внедрять пока не планируется. Во всяком случае в следующем году его уж точно не будет.
А в богатой Тюменской области разработали свою схему поощрения за успехи в едином экзамене. Решением главы региона за каждую четверку по ЕГЭ школе полагается 400 рублей, за пятерку ? 500. Дополнительную премию от губернатора ? 10 тысяч рублей ? школа получит, если кто-то из учеников сдаст экзамен на 95 баллов и выше.
Сообщившая об этом газета ?1 сентября? не уточняет, правда, какие результаты на ЕГЭ показали тюменские школьники. Достижения же наших выпускников по этой шкале обошлись бы казне в сотни тысяч рублей?
БАЛЛЫ И ИТОГИ
Только в первом, школьном туре ЕГЭ на отличные оценки в этом году экзамен сдали пять с половиной тысяч наших выпускников. Больше всего пятерок было по математике (более двух тысяч) и по русскому языку (около 1900). Успешно справились ребята и с тестами по обществознанию (30 проц. отличных отметок) и по биологии и химии: каждая четвертая оценка ? пятерка.
Высшую же оценку ЕГЭ ? 100 баллов - заработали восемь выпускников. По трем предметам ? математике, русскому языку и химии. А на втором, вузовском этапе единого экзамена к ним прибавились еще четверо "стобалльников".
РЕПЕТИЦИЯ В ЧАСТНОМ ПОРЯДКЕ
Как и в прошлом году, в масштабах всей республики пробный ЕГЭ проводиться не будет. Технология единого экзамена уже достаточно отработана, утверждают в Министерстве образования, и "репетиции" состоятся лишь в отдельных школах ? для проверки каналов связи с Москвой.
Но потренироваться можно и в частном порядке. Во-первых, во многих школах есть тесты ЕГЭ прошлых лет. Во-вторых, проверить свои силы выпускники смогут в республиканском Центре новых образовательных технологий (сейчас он располагается по новому адресу ? Школьный проезд, д. 10а). С середины ноября за приемлемую плату в центре можно будет сдать и компьютерные тесты (результаты "экзаменовки" сообщат тут же) и "настоящий ЕГЭ".
Подборку подготовила Е. КАЗНИНА.