ПО ОКОНЧАНИИ рождественских каникул трое пятикурсниц юридического факультета Мордовского университета - Светлана Хохлова, Ольга Светкина и Вероника Зюзина уехали на учёбу во Францию. В течение семестра им предстоит освоить основы европейского права, чтобы затем принести его «семена» на мордовскую почву.
Мордовский университет присоединился к Болонскому процессу
Светлана Хохлова слушает лекции в Университете им. Пьера Мендеса Франса (Гренобль), Ольга Светкина прибыла в Университет Роберта Шумана (Страсбург), Веронику Зюзину принял Университет Ренн-1. В ближайшее время ещё двое студентов - Дмитрий Доленко и Светлана Медведева отправятся в афинский Университет Пантеон (Греция).
Их учеба осуществляется в рамках международной программы TEMPUS TACIS BOLOGNA-JURIS, которая призвана способствовать развитию Болонского процесса в России. Для Мордовского университета проект предусматривает открытие в течение ближайших трёх лет кафедры европейского и международного права. Предполагается, что пять «первых ласточек» в дальнейшем могут послужить её кадровой основой.
Болонский процесс начался в 1999 году, когда министры образования 29-ти европейских стран на совещании в итальянском городе Болонья приняли декларацию о создании единого образовательного пространства и продвижении европейской системы высшего образования по всему миру. Его участники обязались достигнуть в течение первого 10-летия XXI века такие цели, как унификация дипломов по всем понятному образцу, развитие двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриат и магистратура), введение системы зачётных кредитных единиц (ECTS), разработка контроля качества образования и т.д. Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 году; многие вузы страны стремятся реформироваться в сторону европейской модели.
В конце прошлого года на совещании в Гренобле делегация юридического факультета достигла соглашения о включении в Болонский процесс Мордовского университета. Декан Валерий Фёдорович Левин с удовлетворением отмечает, что какие бы ранее не велись разговоры о провинциальности нашего университета, теперь с ними покончено. Юридический факультет стремится занять место на переднем крае освоения современных образовательных технологий.
Окно в Европу
В то же время декан отмечает, что, несмотря на участие России в Болонском процессе и других международных соглашениях, мы не обязаны слепо копировать европейский опыт, в нём имеются как плюсы, так и минусы. Однако в любом случае полезно критически его осмыслять.
В университетах Европы изучается конституционное и муниципальное право России (причём преподают русские же профессора) - чего нельзя сказать об аналогичном положении дел в российских вузах. Болонский процесс позволяет наладить обмен академическими кадрами, образовательными программами и студентами.
Безусловно, Европейский Союз вкладывает деньги в саранских студентов, имея в виду расширение своего влияния в России. Между тем взаимная польза очевидна. По мнению декана, выпускники кафедры европейского и международного права просто необходимы Мордовии, если наша республика заинтересована сделать шире своё «окно» в Европу. Дальнейшее развитие экономических связей и другого рода партнёрства будет невозможно без знания права европейских организаций и внутреннего рынка ЕС.
Как полагает профессор, в России Европу интересует не только сырьевые ресурсы. По его словам, она всё более пристальное внимание проявляет к нашему опыту государственного строительства. Например, европейцы проявляют интерес к опыту СССР, поскольку стремятся построить свою мировую сверхдержаву и удержать её от распада. В этом смысле советский опыт уникален, его рано отправлять на свалку истории, он ещё может быть извлечён из-под пыльного сукна.
Как поступить в евроуниверситет
...Рождественские каникулы не были отдыхом для Светланы Хохловой, Ольги Светкиной и Вероники Зюзиной. В это время они были заняты досрочной сдачей госэкзаменов.
На факультете был произведён конкурсный отбор «первопроходцев», которые должны проложить тропу в европейские университеты. Главным требованием являлось знание иностранного языка (для Греции - это английский). Кроме того, по словам председателя студенческого совета факультета Анастасии Вязовой, немаловажным фактором стало их участие в общественной жизни, т.е. в Студенческих вёснах и КВН. На деле это означает, что социально активные ребята обладают высокой коммуникабельностью, а европейцы это качество высоко ценят.
По словам декана, на следующий год для подготовки «евро-студентов» будет набрана группа из 15-ти человек, среди которых будут проводиться усиленные занятия французским языком. Именно он является официальным языком европейского права, поскольку центром изучения европейского законодательства является французский город Страсбург. Будут отобраны лучшие из лучших, и таким образом конкурс в европейский вуз составит 3 человека на место.
Обучение саранских студентов в Европе не будет ограничиваться одним семестром. Выпускники будут писать дипломные работы под руководством двух наставников - с принимающей стороны и от Мордовского университета. Дипломники получат соответствующий сертификат, а по результатам учёбы им предложат поступить в магистратуру для защиты диссертации и получения учёной степени.
По словам Валерия Левина, не следует воспринимать Болонский процесс как лазейку для утечки мозгов, хотя такая проблема действительно существует. Однако европейцы с большим уважением относятся к тем, кто стремится вернуться и работать в России.